издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудная программа

Власти Иркутской области не оставляют надежду завести в региональном бюджете строчку, которая уберёт от «серого дома» палатки бездомных северян. Осенью в Законодательное собрание (ЗС) региона будет внесён новый вариант программы помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Из документа исчезнет конкретный перечень категорий нуждающихся. Размытая формулировка «трудная жизненная ситуация» позволит ввести программу в зону ответственности региона и избежать упрёков в том, что губернатор берёт на себя федеральные полномочия, полагают в обладминистрации. А вот эксперты «Конкурента» предупреждают: попытка избежать одной правовой ловушки может привести в другую. Под понятие «трудная ситуация» попадают десятки тысяч жителей региона.

Программа была создана обладминистрацией под конкретное обещание губернатора области предоставить жильё выехавшим с Крайнего Севера. Сегодня в Иркутской области 13 тыс. человек претендуют на то, чтобы покинуть северные территории. 1043 человека уже выехали, но жильё на юге области так и не получили. Именно эти бездомные несколько месяцев пикетируют здание обладминистрации, а в четверг объявили голодовку.

Однако предоставление новых квартир северянам — это исключительная прерогатива федеральной власти. Регион может заложить в бюджет эти деньги только в том случае, если собственная казна не имеет дефицита, а все областные программы финансируются на 100%. Ни первое, ни второе условие в Иркутской области не соблюдено. Именно поэтому программа получила отрицательные заключения прокуратуры, правового управления ЗС и была отклонена парламентом.

Как сообщил 5 июля на пресс-конференции начальник главного управления социальной защиты населения Семён Круть, в 2005 году квартиры получил 71 очередник (на что было выделено 62 млн. рублей), в 2007 — только 11 (14 млн. рублей). Зато в 2008 — 2010 годах федерация обещает региону на северное жильё около 1,5 млрд. рублей. К 2015 году администрация надеется дать квартиры ещё трёмстам северянам за счёт региональной программы. Зачем готовить эту программу, когда уже в следующем году в регион придут федеральные средства, многим экспертам непонятно. Однако Семён Круть поясняет: очередь для северян общая, как для уже выехавших, так и для тех, кто до сих пор живёт на Севере. И те люди, которые сейчас сидят у «серого дома», отнюдь не в первых её рядах. Однако именно они избрали самый неудобный для власти и самый выгодный для себя способ «выбивания» жилья — пикеты, отметил один из депутатов ЗС.

Между тем, по итогам первого полугодия, на областные социальные программы было направлено только 49,3% от плановой суммы. На неотложные меры по борьбе с туберкулёзом — 17,5% от плана. На программу «Сахарный диабет» — 1,3%. Программы по развитию онкологической и кардиологической помощи не получили ни рубля.

Однако власти сосредоточили внимание только на северной проблеме. Из нового варианта документа исчезнет перечень из 12 категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это, по мнению Семёна Крутя, снимет основной правовой барьер. Регион не имеет права тратить деньги на покупку квартир северянам, но обязан оказать помощь некоей размытой группе, называемой «граждане в трудной жизненной ситуации». Эти полномочия закреплены за субъектами в федеральном законе №184-ФЗ. По словам Семёна Крутя, будет создана комиссия, «в основном из представителей общественности», которая и определит, у кого из жителей региона ситуация «трудная». Чиновник заявил, что сейчас ведутся переговоры с прокуратурой региона и профильными комитетами ЗС. «Я уверен, что программа будет принята», — сказал Круть.

Однако эксперты «Конкурента» считают, что даже если программа будет признана легитимной, её ждёт незавидная судьба. «У нас в области десятки тысяч людей, которые подходят под определение «трудная ситуация», — отметил заместитель председателя организации профсоюзов Иркутской области Валерий Лукин. — Какая комиссия справится с таким объёмом? Сегодня молодые люди выходят из детдомов и не имеют квартир. Чем они хуже северян? Наверняка пойдут судебные иски от тех, кто посчитал, что их обделили». «Губернатор обязался помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а в результате сам попал в трудную жизненную ситуацию, — резюмировал эксперт «Конкурента», близкий к руководству ЗС. — Ему важно «продавить» программу, чтобы убрать пикетчиков. Далее она будет тихо свёрнута. Если не появятся другие пикетчики…».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры