издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заповедный мотив

  • Автор: Алексей КЛОЧКОВСКИЙ

55-летний юбилей в жизни человека — серьёзный повод обозреть прошедшее, вспомнить пройденный путь, подвести итоги. Анатолий Тепляков — лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов, заслуженный работник культуры РФ. Таковы, если кратко, его предъюбилейные итоги.

Но как же всё начиналось?

«Дух дышит, где хочет». Эта древняя индийская пословица — о том, что для творческой мысли, для того, что называют «искрой божьей», нет преград и нет зависимости от пространственных и любых иных координат и обстоятельств. Творческая искорка Теплякова забрезжила в сибирской глубинке. 25 сентября 1952 года в селе Каменка Боханского района на свет появился мальчик. Появился на свет, а свет для него спустя пять лет погас. После перенесённого менингита наступила слепота. Она ещё более обострила природный слух мальчика. Заметив это, отец стал приваживать сына к гармони.

Затем была учёба в Иркутской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Толя играл в школьном оркестре на кларнете, освоив также и баян. Музыканту необходимо знание нотной грамоты, а она — дисциплина сама по себе достаточно трудная. Для Теплякова же трудность её освоения удваивалась. Сначала нужно было обучиться чтению «по Брайлю» (система знаков в виде выпуклых точек на бумаге, которые считывают, ощупывая их кончиками пальцев). Но творческая искорка, не знающая преград и разгоравшаяся всё сильнее, неуклонно вела юного музыканта. И скоро привела к первому успеху: в год окончания Тепляковым школы в журнале «Советский школьник» напечатали его «Кадриль».

Следуя за искоркой, для которой расстояния не важны, Тепляков очутился в музыкальном училище далёкого города Курска. Там занятия музыкой продолжались по одиннадцать часов в сутки. Старания не были напрасны, диплом Тепляков получил с отличием.

Но потом случилась неудача. Тепляков один, без сопровождающих(!), поехал в Москву, поступать в Гнесинский институт.

— Сейчас я на такое не решился бы. Все передвижения — с тростью для слепых. Приходилось опираться только на подсказки людей: как пройти, где и как дорогу перейти, где пообедать, на каком транспорте и до какой остановки доехать… — рассказывает Анатолий Иннокентьевич.

Знала бы знаменитая Гнесинка, от какого абитуриента отказалась, какой мощный талант не был принят в ряды студентов! Что ж, даже мэтры в знаменитых вузах ошибаются. Досадно, но… такие «неуды» судьбы бессильны погасить настоящую искорку. Тепляков вернулся в Каменку, где руководил ансамблем в ДК. А также готовился к новой попытке поступления в вуз. Она удалась, и Тепляков стал студентом Новосибирской консерватории, которую окончил в 1980 году.

Со временем молодой музыкант перебрался в Иркутск. Работал в ДК авиазавода, в Доме пионеров им. Щербакова, в музыкальном училище.

Вскоре уже уверенно разгоревшаяся искра Теплякова встретилась с другой яркой искрой. Ею была творческая индивидуальность опытного композитора Вячеслава Филипповича Павлова. У Павлова Тепляков несколько лет обучался практической композиции. А учитывая, что сам Павлов являлся учеником выдающегося русского композитора Шапорина, профессора Московской консерватории, можно сказать, что в определённой степени зрелое творчество Теплякова — иркутское продолжение московских композиторских традиций, которые восходят к творчеству самого Чайковского, тоже бывшего в своё время профессором Московской консерватории.

— Анатолий Иннокентьевич, откуда такая красота? — я киваю на прикреплённый к стене в его квартире керамический барельеф, изображающий сцену из балета «Спящая красавица».

— А это приз как лучшему пианисту. Мне его вручили на «Студенческой весне», был такой конкурс, — отвечает композитор.

Тот успех открыл череду блестящих побед Теплякова во множестве профессиональных конкурсов. В 1987 году Тепляков — лауреат иркутского областного конкурса «Молодость. Творчество. Современность». В 1988 году он стал лауреатом уже за границей, на Международном конкурсе композиторов в Чехии, где ему присудили сразу две (!) премии за его струнный квартет. Здесь необходимо вспомнить добрым словом наших чиновников: Теплякову помогли добраться до Чехии сотрудники областного управления культуры.

Через несколько лет — вновь победа на международном конкурсе! У композитора возникла необходимость выехать. И опять городская власть не осталась в стороне. Буквально в течение нескольких часов силами Сергея Дубровина и Светланы Домбровской был решён вопрос с билетами и суточными. И в некотором роде они оказались соучастниками победы. Вот и верьте после этого байкам о якобы равнодушии властей к культуре!

На конкурс Тепляков представил «Триптих для органа». Это удивительное произведение. Слушая его, ощущаешь себя исследователем, попавшим в загадочный виртуальный мир. Стремительное движение, неожиданные паузы. Мелодия извивается, словно электрический разряд, удивляет, держит в напряжении, властно заставляет работать мысль слушателя. Прослушав «Триптих», хочется выдохнуть, как после гонки. Потом, забыв от восхищения про академический лексикон, воскликнуть: «Здорово!» — и послушать ещё раз. Видимо, подобное же впечатление произвёл «Триптих» и на жюри международного конкурса, давшее высокую оценку сочинению иркутянина. Как сказал известный иркутский поэт Анатолий Кобенков, «сначала Теплякова признали в Европе». Действительно, Европа, возможно, лучше нас знает Теплякова — по его участию в конкурсах. Или по зарубежным выступлениям француза-скрипача Николя Дотрикура, который, побывав в Иркутске, увёз на родину сочинения Анатолия Иннокентьевича. Или по уважительным отзывам коллег со всего мира, от Италии до Японии, которых Тепляков «обошёл» в совсем недавнем состязании композиторов, став победителем на пару с бельгийцем Жаном Гиллардом. Это было на престижнейшем Международном конкурсе имени C.C.Прокофьева, куда Тепляков представил свои фортепианные «Семь пьес для восьми рук». Победа впечатляющая, тем более что решение о ней принимали сам Родион Щедрин, уже вошедший в энциклопедии, и Андрей Петров, автор, кроме прочего, всем известной музыки из всем известных кинофильмов «Служебный роман» и «Берегись автомобиля».

Практически во всех музыкальных жанрах Тепляков проявил свой талант. Театралы Иркутска знают спектакли с музыкой Теплякова — «Старший сын», «Антигона». Кроме того, в багаже Анатолия Иннокентьевича много хоровой и вокальной музыки на стихи самых разных поэтов, в том числе и иркутских — В.Скифа, А.Кобенкова, Г. Гайды. Она исполнялась в Иркутской филармонии, так же как и симфонические произведения Теплякова, например его «Автопортрет». Если бы можно было отразить музыку «Автопортрета» в произведении живописи, то это была бы импрессионистская акварель — та же воздушность, «миражность» фактуры. В «Автопортрете» можно услышать и лёгкую грусть, и бескомпромиссность борьбы, и философские размышления. Проявлял Тепляков интерес и к киномузыке. В 1998 г. во Владивостоке с успехом прошёл показ фильма «Сын вождя». Создатель фильма — кинематографист Музалевский, автор музыки к фильму — Тепляков. А в 2004 году Анатолий Иннокентьевич сам стал киногероем: режиссёр Андрей Каминский (авторская студия «КА-film») снял о Теплякове фильм, который называется «Путешествие музыканта».

В 1999 году Тепляков вновь достойно представил Иркутск, приняв участие в общероссийском проекте, названном «Заповедник нерыночных ценностей», и стал получателем гранта. Кроме того, был выпущен компакт-диск с произведением Теплякова — мелодекламацией «Пьяный корабль» на стихи Артюра Рембо. «…Отличный художественный вкус, безошибочное чувство поэтического слова… Музыка как бы комментирует поэзию, вовремя отступает в тень и так же вовремя выходит на авансцену», — сказал о мелодекламации «Пьяный корабль» бывший ректор Московской консерватории, министр культуры России А.С.Соколов. А между тем, вспоминая пословицу «Дух дышит, где хочет», и композитор не перестаёт радовать поклонников новыми произведениями, лучшие из которых являются одной из наиболее значительных вершин в современной академической музыке.

Иркутск внёс немалый вклад в развитие отечественной культуры. Драматург Вампилов, художник Фатьянов, актёр Венгер — это далеко не полный ряд имён, составляющих гордость Иркутска. И в этом ряду достойное место занимает имя композитора Теплякова.

В заключение интервью композитор поделился новой задумкой:

— У Фёдора Абрамова есть один рассказ, он меня очень тронул, и он просится на музыку… Рассказ о сложной, самоотверженной любви. В нём центральный мотив — поиск взаимопонимания и единения между людьми. Думаю, этот мотив звучит не только во мне, он пронзителен и затаён в каждом из нас, — говорит композитор.

Дух дышит… Заповедный мотив объединяет нас, соприкасаясь с вечностью.

НА СНИМКАХ: А. Тепляков; дар композитора родному городу — сборник песен

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное