издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Театральная осень патриарха

  • Автор: Людмила НЕГОДА

Как же стремительно бежит время, уходят из жизни поколения, чьи имена приносили славу иркутским театрам, нашему Приангарью. Вот и в нашем Музыкальном театре имени Николая Загурского можно уже по пальцам со-считать тех, кто работал с патриархом сцены, чьё имя носит ныне театр.

В этом году Николаю Матвеевичу Загурскому, народному артисту РСФСР, нашему земляку, исполнилось бы 95 лет.

Фамилия Загурский в начале минувшего века была довольно распространена в Иркутске. Наш город, как Ноев ковчег, принимал к себе людей разных национальностей, среди которых довольно большой была и польская диаспора. Так и стал Коля Загурский, мальчик с польскими корнями, коренным иркутянином. С детства любил музыку, был лучшим танцором средней школы в предместье Марата. На выпускном вечере покорил всех виртуозным танцем и решил поступать в хореографическое училище Новосибирска. После его окончания в течение десяти лет работал в музыкальных театрах Новосибирска, Алма-Аты, Казани, Свердловска. Стал пробовать себя в качестве артиста-вокалиста, благо были и актёрский талант, и приятный бархатный баритон.

Талантливого артиста заметил известный антрепренёр Лев Сагайдачный и пригласил на работу в только что созданный Горьковский театр музыкальной комедии, с приезда которого в Иркутск осенью 1940 года и началась биография нашего театра. В марте 1941 года театр уже назывался Иркутской музкомедией, а вся труппа, в которой был и наш земляк Николай Загурский, почти полностью осталась в Иркутске.

Играл много, покорял всех обаянием, белозубой улыбкой и необыкновенной органикой существования в сценическом пространстве. Обладая острым взглядом характерного актёра, создавал незабываемые образы. В те годы каждая новая роль становилась для актёра ступенькой мастерства, он часто играл во втором составе с мастером оперетты, народным артистом РСФСР Григорием Гроссом. В репертуарном списке десятки ролей: Яшка-артиллерист, дед Ничипор из «Свадьбы в Малиновке», граф Кутайсов в «Холопке», помощник дежурного в «Летучей мыши» и т.д.

Энергия била ключом, её хватило и на роли, и на режиссуру (им поставлены спектакли «Мадмуазель Нитуш», «Корневильские колокола», «Жёлтый дьявол» и др.), активно работал секретарём партийной организации театра.

Его неординарные организаторские способности были замечены руководством области, и в 1961 году Николаю Матвеевичу Загурскому предложили возглавить театр. К тому времени актёру было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Началась славная эпоха Загурского, которая длилась 15 лет, о которой вспоминают до сих пор и хранят традиции, заложенные мастером.

Первая основа успеха спектаклей – сильная труппа. Загурский сам ездил на актёрские ярмарки, по театрам страны, вёл переговоры с приглянувшимися артистами. Благодаря его усилиям труппа была укомплектована полностью, в ней наряду с опытными актёрами было много молодёжи. В 1961 году открылась при театре балетная студия, готовившая артистов балета для театра. Загурский не позволял труппе расслабляться: каждые полтора-два месяца – премьера. Каждый вечер – спектакль, выездные спектакли по области, в репертуаре было много детских музыкальных постановок. Каждую премьеру первое время играли не менее десяти раз, такое планирование позволяло актёрам «выграться» в роль. Эта система помогала и в рекламной «раскрутке» спектакля для привлечения зрителей.

А каких гастролей он добивался в Росконцерте: Ленинград, Таллин, Сочи, Рига, Днепропетровск, Ташкент и т.д. И, разумеется, каждый год гастроли по Иркутской области, на БАМе. «Нет в нашей области района, в котором бы не побывал театр», — говорил Николай Матвеевич.

Ежегодно играли по 300-400 спектаклей, в то время около девяноста процентов своих доходов театр обеспечивал сам.

Несмотря на огромное количество спектаклей, которые играл театр, на короткие сроки подготовки новых, худо-жественный уровень спектаклей был высоким. Именно спектакли, поставленные при Загурском: «Сорочинская ярмарка», «Королева красоты», «Поцелуй Чаниты», «Акулина» — принесли славу Иркутскому театру музыкальной комедии.

Николай Матвеевич говорил актёрам: «Первые два спектакля – работа администрации, как привлечь зрителей, далее – дело за вашим актёрским мастерством, как сыграете, такая молва и пойдёт о премьере».

Загурского знала и уважала вся театральная страна. Актёры же нашей музкомедии за глаза ласково называли его «папой».

На доме, где жил Николай Матвеевич, в 1982 году на улице Российской установлена мемориальная доска. А в год 60-летия Иркутского музыкального театра ему было присвоено имя Николая Матвеевича Загурского, актёра, режиссёра, директора театра.

К сожалению, земная жизнь у нашего патриарха сцены оказалась недолгой. Переехав в другой край, в город Пятигорск, он очень тосковал по Иркутску, и в 67 лет не выдержало сердце и жизнь оборвалась.

Но каждую осень с открытием нового театрального сезона на сцене портрет Николая Матвеевича, который как бы приветствует зрительный зал, словно говоря: «Вы пришли в наш театр, значит, театр жив, значит, будут новые спектакли…». И тут приходят невольно пушкинские строки:

«А я невидимо войду

И сяду между вами,

И сам заслушаюсь…»

Фото из архива театра

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры