издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Праздник русского балета

  • Автор: Александра АНТОНОВА

Концерт Николая Цискаридзе, состоявшийся 23 сентября в Иркутске на сцене музыкального театра им. Загурского, надолго запомнится всем, кому посчастливилось увидеть этот двухчасовой праздник русского балета.

Блистательный танцовщик прибыл в столицу Приангарья не один — вместе с группой молодых, но именитых артистов балета: солистов Большого театра, «Кремлёвского балета» и академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Концерт состоялся при финансовой поддержке Альфа-банка и приурочен к открытию его нового кредитно-кассового офиса в центре Иркутска. За несколько часов до выступления столичный гость провёл пресс-конференцию, где ответил на многочисленные вопросы представителей иркутских СМИ.

Однажды директор Московского Дома актёра Маргарита Эткина пригласила Николая Цискаридзе выступить на очередном мероприятии. «Я, Маргарита Александровна, разговаривать не умею, — сказал тогда Николай Максимович. — Я могу вам только тридцать два фуэтэ показать».

Но иркутские журналисты, собравшиеся на пресс-конференции в ресторане «Сенатор», смогли убедиться — это не совсем так. Вернее, совсем не так, потому что один из самых изысканных танцовщиков современного балета подробно, эмоционально и не без доли своеобразного юмора рассказал о своём пути на балетную сцену, родном Тбилиси, где началось его восхождение на балетный Олимп, своей нынешней популярности и многом-многом другом.

— Я веду цикл передач о балете на канале «Культура», — сказал Николай Цискаридзе. — Балет — это символ России, так было, есть и будет всегда.

Народный артист России, дважды лауреат Госпремии РФ, трижды — национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (небывалый случай!), победитель международных конкурсов артистов балета родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси.

— Моё детство прошло в замечательном городе. Тогда, в советские времена, там был настоящий коммунизм. Я очень люблю свою родную Грузию и никогда бы не смог уехать за границу навсегда, как Нуреев или Барышников, — отметил на пресс-конференции танцовщик. — В театр меня привела мама, она водила меня на разные спектакли, концерты. Увидев балет, я понял, что очень хочу научиться этому искусству. Тогда мама повела меня в хореографическое училище, она хотела доказать, что мои мечты о сцене — просто детская блажь, которая со временем пройдёт. Но меня не только сразу же приняли, но ещё долго восхищались природными данными. Собственно, я был обыкновенным ребёнком, просто у меня было способностей вот столько (широко разводит руки), а у других — столько (почти соединяет ладони). Всё очень просто.

Талантливого грузинского мальчика не могли не заметить в Москве. Спустя три года Николай поступил в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1992 году по классу профессора П.А. Пестова. И сразу был принят в труппу ГАБТа, главного театра России. Работа над сольными партиями в балетах Чайковского («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), Прокофьева («Ромео и Джульетта»), Адана («Жизель»), Минкуса («Баядерка»), над современной хореографией шла вместе со знаменитыми мастерами балета, педагогами-репетиторами Большого Улановой, Семёновой, Симачёвым, Федеечевым. Впрочем, Цискаридзе оттачивал своё мастерство и в Московском хореографическом институте, который окончил в 1996 году.

«От классики до современности» — так называется программа, которую увидели 23 сентября иркутяне. Коллектив Николая Цискаридзе — восемь молодых великолепных танцовщиков — блистал (иначе не скажешь!) в танцевальных номерах на музыку Минкуса, Чайковского и Шуберта, Гаврилина, Массне, Шостаковича, Малера, Черепнина. В единственном иркутском концерте звёзды балета представили широкую панораму двухвековых достижений мировой хореографии.

Думаю, в зале театра им. Загурского давно не слышали таких аплодисментов. Громом оваций иркутяне сопровождали выход на сцену каждой пары, многочисленные блёстки их танцевального мастерства — поддержки, прыжки, вращения, вариации и т.д. И долго-долго не отпускали со сцены замечательных танцовщиков, продлить минуты общения с большим балетом хотелось в тот вечер каждому.

Зрелище и в самом деле было уникальным. Молодая очаровательная солистка театра «Кремлёвский балет» Кристина Крестова и солист театра Станиславского Алексей Любимов танцевали классику — Па-де-де из балета Чайковского «Спящая красавица» и «Дон Кихота» Минкуса. Отточенность каждого жеста и воздушная лёгкость, феерическая балетная техника и искрящееся обаяние молодости, красоты, таланта не оставили равнодушными, кажется, даже стены большого концертного зала. В исполнении заслуженных артистов России и народных Татарстана Лилии Мусаваровой и Айдара Ахметова покорила лёгкость, воздушная невесомость «Вальса» Машковского и фантастическая сложность современной пластики в «Адажиетте» Малера. Почти пять минут партнёрша словно парила в воздухе, не касаясь пола, — с такого каскада силовых поддержек начался этот уникальный концертный номер, синтез пластики, музыки, хореографического мастерства исполнителей.

Ещё один солист ГАБТа — заслуженный артист России Геннадий Янин мгновенно покорил публику не только танцевальным мастерством, но и блестящим талантом пародиста. Созданный им образ чиновника, пресмыкающегося перед начальством (фрагмент из балета Гаврилина «Анюта»), наверное, легко узнаваем и сегодня.

Каждое отделение концерта завершало выступление Николая Цискаридзе. Что сказать, к примеру, о его знаменитом «Нарциссе» (музыка Черепнина, хореография Голейзовского)? Уникальная пластика, музыкальность, сценичность, выразительность каждого жеста мастера не переложимы на язык слов. Это надо только видеть — жадным, восхищённым зрением, зрением-слухом, всем своим существом, чтобы отложить этот музыкально-хореографический шедевр в копилку своих художественных впечатлений навсегда.

— Наша публика не избалована, к сожалению, такими концертами, и бурные эмоции, радость зрителей говорят и о нашем восприятии этого замечательного события, и о таланте самих исполнителей, — сказал посетивший концерт мэр Иркутска Владимир Якубовский. — Балетное искусство мы видим очень редко, раз в десять лет, пожалуй, и это как раз тот случай. Спасибо спонсорам.

Фото Марины СВИНИНОЙ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер