издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чтоб чиновник не был навозным

Комитетом по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания проведены общественные слушания на тему «Институт государственной гражданской службы в современной России».

Под крышей Иркутского Дома журналистов встретились депутаты Законодательного собрания и молодёжного парламента Иркутской области, представители политических партий и общественных организаций и, конечно, журналисты. Слушания вели заместитель председателя комитета ЗС по градостроительству Андрей Лавров и руководитель областного Союза журналистов Александр Гимельштейн.

Исторический экскурс, блестяще проделанный историком, преподавателем ВСИ МВД Алексеем Кузнецовым, представил атмосферу, в которой проходило становление института государственной службы в Иркутской области. В XIX веке больше половины чиновников прибывало на службу в Сибирь, имея самые общие представления об особенностях края. Здесь таких чиновников называли «навозными», с ударением на последнем слоге, то есть привезёнными, неместными. Впрочем, частенько сибиряки переиначивали ударение, подчёркивая своё пренебрежительное отношение к чиновничьей братии. И всё же культурное влияние чиновничества на патриархальный уклад сибирских городов трудно переоценить. В историю Иркутска имена генерал-губернаторов Франца Клички, Михаила Сперанского, Николая Муравьёва-Амурского вписаны золотыми буквами. Особенно Муравьёва-Амурского: что только не делалось по его инициативе: и музей создан, и первый номер «Иркутских губернских ведомостей» увидел свет. Люди, которым довелось служить под началом последнего, продолжая службу в России, не зря потом носили уважительное прозвище «муравьёвцев».

Но с тех пор российское чиновничество как-то подрастеряло свою славу. Вместо образа государева ока служащий превратился сначала в советского бюрократа, а потом — в прожжённого хапугу и взяточника нового, российского, образца. Как реформировать госслужбу, вернуть чиновнику роль «государственного человека» — над разрешением этой задачи не первый год ломают голову лучшие умы государства. Областные парламентарии, проводя слушания, хотели сравнить своё видение проблемы с точкой зрения общественности. И это им, наверное, удалось.

На слушаниях достаточно мощно были представлены политические партии. Правда, точка зрения «Единой России» чуть не пострадала из-за того, что секретарь регионального политсовета партии так и не смог прибыть на заседание (всё-таки Константин Зайцев, помимо обязанностей партийных, остаётся главным федеральным инспектором по Иркутской области), но товарищу по партии подставил плечо депутат Заксобрания Сергей Курилов. Руководствуясь нехитрым тезисом «Пока есть государство — будут и чиновники», Курилов предложил создать в России институт профессиональных управленческих кадров. Кстати, Сергей Витальевич и сам со дня на день должен сменить кресло бизнесмена на чиновничий кабинет — партия поручила ему работать в Законодательном собрании на освобождённой основе.

Со своей точкой зрения познакомили собравшихся Сергей Беспалов, заместитель председателя Иркутского регионального отделения Союза правых сил, и Владимир Буханцов, член Бюро Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия». Последний, кстати, оговорился, что на данном мероприятии он будет высказываться не только как политический функционер, но и как эксперт. Буханцов потребовал, в частности, скорейшей партизации правительства. Удивительно, но в этой части требования «справедливоросса» Буханцова перекликаются с программой той же «Единой России». То ли необходимость формировать правительство из членов партии, которая получила большинство на парламентских выборах, в России уже очевидна, то ли это тот случай, когда эксперт не смог поставить партийную точку зрения выше личной.

Елена Творогова, председатель общественного фонда «Возрождение земли сибирской», напротив, считает, что главное в государственной службе — не партийная принадлежность чиновника, а профессионализм обеспечивающих специалистов — тех людей, которые непосредственно исполняют циркуляры и, главное, общаются с людьми. Как активный общественный деятель, она часто сталкивается именно с исполнителями — и поражена, до какой степени бывают некомпетентны и агрессивны рядовые работники.

Пожалуй, самую наглядную работу в рамках слушаний проделали депутаты молодёжного парламента Иркутской области. Чтобы понять, каким видит молодёжь современного чиновника, ребята провели маленькое социологическое исследование в семи городах Иркутской области.

Если обобщить эти сведения, то большинство представляет себе чиновника как мужчину (60%) в возрасте от 36 до 40 лет (48%) или даже до 45 (35%) лет; с высшим образованием (67,7%) или даже двумя (подчеркнём, что речь идёт именно о собирательном образе, который существует в умах молодых людей). Самое главное, что большинство деятельность чиновников оценивают как неэффективную (80,6%), при том, что по-настоящему молодёжь ещё с бюрократией и не столкнулась: из числа опрошенных обращались к чиновникам по какой-либо надобности лишь 48,4%.

Респондентам было предложено описать современного российского чиновника. Наиболее яркими оказались два диаметрально противоположных образа: «большое грузное тело, сидящее в кресле и смотрящее на тебя с противоположной стороны стола маленькими (сильно накрашенными, если это женщина) глазами, чаще всего в очках. Мужчина лысоватый, женщина с большой причёской на голове», и «молодой, стильный, всегда хорошо одет (деловой костюм), коммуникабельный, с грамотной и чёткой речью, справедливый, владеющий нужной информацией, отзывчивый и целеустремлённый, уверен в себе и в своей пользе для общества».

Столь же серьёзный «разбег» выявлен в описании человеческих качеств, присущих чиновнику. Из предложенного списка респонденты выбрали как положительные (образованный, вежливый, работящий, понимающий, честный, патриот), так и отрицательные (наглый, взяточник, ленивый, бездушный, лживый). Из данных опроса молодёжный парламент делает вывод, что при взаимодействии с чиновниками люди прежде всего обращают внимание на личностные, а не на профессиональные качества.

На слушаниях были выработаны рекомендации Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, губернатору Иркутской области, председателю Законодательного собрания, Избирательной комиссии и Контрольно-счётной палате Иркутской области, а также образовательным учреждениям высшей школы, Общественной палате области и политическим партиям региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры