издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сны разума

Взгляд из зрительного зала

  • Автор: Валентина БЫСТРОВА

Два вечера на сцене иркутского Дома актёра свой премьерный спектакль «Сны» по пьесе Ивана Вырыпаева показывали артисты молодёжного театра «Юность» Дворца детского и юношеского творчества г. Иркутска.

Меньше всего мне бы хотелось, чтобы мои короткие заметки кто-то счёл рецензией на спектакль. Наверное, это дело критиков, театроведов, способных профессионально оценить работу режиссёра, художника, актёров и т.д. Это просто взгляд из зрительного зала человека, которому интересен театр и люди, связанные с ним крепкими узами.

Итак, речь идёт о спектакле «Сны», собравшем на премьеру, как теперь говорят, «продвинутую» молодёжь. Но сначала об авторе пьесы, имя которого, уверена, на слуху у многих, кто хоть сколько-нибудь интересуется театром, кинематографом.

Это Иван Вырыпаев. Лауреат Всероссийской театральной премии «Золотая маска», Международного фестиваля «Контакт» в Польше, где спектакль «Кислород» получил Гран-при, этот же спектакль был удостоен премии на фестивале «Новая драма» в Москве. На счету Вырыпаева звание лауреата молодёжной премии «Триумф-2004», премии им. Володина «Надежда русской драматургии». Что касается кинематографа, то здесь успехи драматурга ещё значительнее. Фильм «Эйфория» получил Гран-при на XXI Международном кинофестивале в Варшаве и «Малого Золотого льва» на Международном Венецианском кинофестивале.

Только перечень этих наград вызывает большой интерес к личности Ивана Вырыпаева. Тем более что родился он в Иркутске и именно здесь, в том числе и в театре «Юность», начинал свою весьма успешную карьеру актёра, драматурга, театрального режиссёра. Спектакль «Сны» был поставлен в Иркутске семь лет назад самим Иваном Вырыпаевым и тоже на сцене Дома актёра. И вот теперь новое рождение пьесы. Алексей Худяков, художественный руководитель театра «Юность» и режиссёр-постановщик спектакля, хоть и работает на государственной службе (он заместитель начальника одного из отделов департамента культуры и архивов Иркутской области, заслуженный работник культуры), с юных лет одержим театром, а его творческая деятельность на этой стезе давно снискала ему славу одного из преданных театру людей.

Пьесу Вырыпаева «Сны» он взял в работу, несмотря на то, что (как утверждает он сам) не во всём согласен с автором, его театральным почерком и довольно спорной драматургией. Замечу в скобках, что театральная пресса порой весьма негативно оценивает почерк драматурга, его режиссёрские изыски. Впрочем, время театральных экспериментов захватило многие театры страны, в том числе и столичные. Отчего не попробовать и нам, тем более что Иркутск давно утвердил за собой титул одного из театральных городов России. Вот почему режиссёрские амбиции Алексея Худякова мне представляются весьма интересными и оправданными. В одном из интервью он сам достаточно чётко определил свою задачу: «Эта пьеса очень понравилась моим ребятам. Сначала было трудно работать над ней, а потом они нашли в ней что-то такое, за что полюбили. Там нет логической последовательности, идёт хаотический поток сознания, который потом выстраивается в чёткую цепочку».

Так о чём пьеса? О наркоманах? Их уродливых и порой страшных фантазиях-снах? Или о том, как преодолеть себя и не втянуться в этот отвратительный и непредсказуемый мир? Нужна ли логическая точка в такого рода спектаклях? Не знаю… Зритель «Снов», по-моему, руководствовался только эмоциями, которые вызывало в нём происходящее на сцене. Впрочем, у каждого свой опыт, свои впечатления, свои выводы. Да, молодым, собравшимся в зале, было интересно, хотя это была публика, подготовленная для восприятия такого рода спектаклей, а исполнители ролей: Евгения Зверева, Ольга Маркова, Евгения Еловская, Эдуард Гольдапель, Андрей Шукалов – их сверстники. А эмоции? Нужны ли они? Ведь в зале не было наркоманов…

И всё-таки спектакль захватывал, вызывал чувство тревоги и желание вмешаться, кого-то предупредить об опасности, перед которой бессильны молодые. Думаю, возникновению таких чувств немало способствовали сценография и музыкальное сопровождение спектакля, осуществлённое студентом 5 курса факультета изобразительного искусства Иркутского технического университета Дмитрием Верхозиным.

И ещё об одном. Именно во время просмотра «Снов» мне вдруг вспомнилась реакция молодых на спектакль Иркутского ТЮЗа «Сарафановы», поставленный по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Кому-то, возможно, мои сравнения покажутся парадоксальными, но не могу не поделиться впечатлениями от спектакля, увиденного мной в дни Всероссийского фестиваля современной драматургии имени Вампилова.

В тот вечер в зале были в основном молодые – школьники старших классов. Я даже с некоторой опаской вошла в зал, заполненный до отказа молодыми зрителями, с мельканием сотовых телефонов, громкими разговорами на молодёжном сленге, из которых мне порой ничего не удавалось понять.

И вот начался спектакль. Смолкли смех, весьма сомнительные шутки, погасли экраны мобильников. И на протяжении всего спектакля не случилось ни одного телефонного звонка, смеха там, где его и не должно быть. Реакция молодых зрителей была настолько адекватной, что уравнивала зрителей разных возрастов в восприятии удивительно человечной и романтической пьесы Вампилова о чудаковатой семье Сарафановых.

Почему я вспомнила об этом именно на спектакле «Сны»? Меня поразила одинаковая реакция на совершенно разные по своему содержанию пьесы, так далеко стоящие во времени их создания друг от друга. Тогда как отнестись к мысли, высказанной одной из участниц молодёжного театра «Юность» о том, что «Вампилов – мёртвый драматург»? Впрочем, она сама себя и опровергла, заявив, что с удовольствием сыграла бы в какой-либо пьесе Вампилова.

Вот бы поспорить с ребятами более предметно: чья же драматургия – день вчерашний, а чья – завтрашний. Но думаю, что лучше всего это докажут своим творчеством умные и талантливые ребята из театра «Юность», которым плодотворно вот уже много лет руководит истинный подвижник сцены Алексей Худяков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры