издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лирика и мужественный пафос

  • Автор: Лидия ПУХНАРЕВИЧ

Традиционный фестиваль фортепианной и камерной музыки «На струнах и клавишах» закончился яркими выступлениями музыкантов-гастролёров – американского пианиста Алессио Бакса, фортепианного дуэта Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов (Новосибирск), лауреатов международных конкурсов Бориса Андрианова (виолончель) и Рэма Урасина (фортепиано, Москва).

Впервые в Иркутске мы услышали игру всемирно известного музыканта Алессио Бакса, совершившего концертное турне по России. Он обладает множеством международных премий за участие в престижных конкурсах и фестивалях, таких как международные конкурсы в английском городе Лидсе (2000 г.) – 1-я премия, в г. Хамаматсу (Япония), фестивали Вервьер, Бетховенфест.

Алессио Бакс итальянец по происхождению. Он получил прекрасное музыкальное образование. В 14 лет окончил консерваторию по классу фортепиано в своём родном городе Барих, далее совершенствовался в академии Чигиана в Сиене в классе маэстро Жоакина Ачукарро. А в 1994 году юный музыкант вместе со своим педагогом переезжает в Америку, в Даллас, где занимается в школе искусств Медоуза у профессора Ачукарро. Он становится концертирующим пианистом. Его незаурядные пианистические возможности, феноменальная музыкальная память, артистическое обаяние принесли популярность, успех и славу.

Огромный концертный репертуар позволяет музыканту выступать с многими известными симфоническими оркестрами, такими как Лондонский симфонический оркестр, Королевский филармонический симфонический оркестр г. Бирмингем, Далласский симфонический оркестр радио и телевидения и другие. Как солист, он регулярно выступает в известных залах мира – в городах Риме, Мадриде, Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Вашингтоне, Гонконге, Мексике-Сити.

И вот молодой прославленный пианист Алессио Бакс дал концерт в зале Иркутской областной филармонии, исполнив произведения западной и русской классики.

В начале программы прозвучали два сочинения великого немецкого композитора, пианиста и дирижёра XIX века Иоганнеса Брамса. Благородная, несколько сдержанная, строгая манера исполнения в сочетании с мягкостью звучания в полной мере соответствовали характеру музыки Баллады № 1 ре-минор opus 10.

В вариациях на тему 24-го каприса Паганини opus 10 ля-минор пианист показал высокий класс пианистического мастерства и великолепно справился со всеми трудностями брамсовской техники – ходы параллельными терциями, ритмические противопоставления обеих рук, огромные скачки, искромётные глиссандо. Каждая вариация под пальцами пианиста превращалась в полный блеска и чисто концертного эффекта этюд.

Программу концерта продолжили произведения гениального русского композитора XX века Сергея Рахманинова. Прозвучали шесть прелюдий. Их музыка чрезвычайно яркая, разнохарактерная, образная. В основе жанра почти всегда лежит какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрывающееся душевное состояние.

Очень ярко, убедительно прозвучала в исполнении Алессио Бакса широко известная прелюдия до-диез минор opus 3 № 2, полная сурового мужественного пафоса. В финале пианист, благодаря фактурным изменениям и динамическим оттенкам, добился звучности целого оркестра.

В празднично-помпезной прелюдии си-бемоль мажор opus № 2 музыкант передал своей игрой монументальность, мощь, «концертность» произведения.

Совершенно иной характер носят прелюдии соль-мажор opus 32 № 5 и соль-диез минор opus № 32, № 12. Это светлые, поэтические по настроению пьесы, глубоко песенные и лиричные. В прелюдии соль-мажор он создал чарующий своей отдалённостью, недосказанностью образ. Прелюдия соль-диез минор прозвучала безмятежно. Особенно запомнился штрих в конце произведения, завершающегося лёгким исчезновением, «истаиванием» образа.

Надо сказать, что пианист показал своё отношение к стилю русской музыки. Как музыкант, воспитанный в традициях западно-европейского искусства, он придал поэтичной, светлой (основанной на русских песенных интонациях) музыке прелюдий несколько отвлечённый, лёгкий, поверхностный характер, не задев какого-то глубинного нерва рахманиновской задумчивой лирики, однако сохранив общий пасторальный, мягкий колорит музыки.

Завершилась программа концерта «Вальсом» французского композитора XX века Мориса Равеля. Пианист исполнил это масштабное произведение с блеском и подлинным изяществом. Он увлёк слушателей своим исполнительским темпераментом, колористическими эффектами, безупречной филигранной техникой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры