издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дань золотому веку

Встреча с заслуженной артисткой РФ Натальей Бондарчук в Доме кино начиналась с признания актрисы в любви к Сибири, музею Волконских в Иркутске, который она считает своим родным домом.

«В 11 лет я прочитала «Записки княгини Волконской», — начала свой рассказ Наталья Сергеевна. — История жены декабриста Сергея Григорьевича Волконского меня поразила настолько, что я в своих детских мечтах стала представлять себя в её образе. Прошли годы и — о, чудо! Режиссёр Мотыль утверждает меня на роль Марии Николаевны в фильме «Звезда пленительного счастья».

Тогда я многое не знала о своей героине, в том числе и о любви к ней Пушкина. Именно Мотыль рассказал, что на протяжении всей жизни Волконская носила кольцо из сердолика, подаренное поэтом. Но как такое могло произойти? В XIX веке невозможно было преподнести кольцо незамужней девице, это бы её скомпрометировало. Приступая к работе над фильмом о декабристах, мне хотелось включить в него эпизоды истории кольца, которое странным и таинственным образом досталось княгине. Я домыслила, вернее, представила, как это могло случиться: во время розыгрыша лотереи, лоты которой подписывались, юная Раевская выиграли кольцо с изображением ладьи с тремя ангелами. Машенька сразу поняла, от кого оно могло быть.

История взаимоотношений Пушкина и Волконской в фильме начинается с путешествия семьи Раевских по Украине, где в Киеве случайно встретились молодые люди. Пламенным взором смотрел поэт на прелестную деву, отличающуюся непосредственностью, обаянием и острым умом. Далее отец сватает её за Сергея Волконского — боевого офицера в войне с Наполеоном. Впрочем, эту историю в Иркутске, наверное, знают все…»

Наталья Сергеевна решила проверить свою версию. На сцену она вызвала девочек-старшеклассниц, находившихся в зале. Она задала вопрос: «Кто знает, как звали жену Пушкина? Кто такая Мария Николаевна Волконская?» В ответ последовало молчание. Бондарчук продолжила эксперимент: «Назовите пять имён русских актёров». Девочки с трудом вспомнили Хабенского и Гошу Куценко, зато фамилии американских актёров начали перечислять без устали.

«Подобные эксперименты я проводила в тридцати городах России, в которые ездила на встречи со зрителями, везде повторяется одна и та же история. Это не вина молодых — в том, что они многого не знают, виновато государство, наплевавшее на судьбы людей двух поколений. Сегодня никто не заинтересован в том, чтобы воспитывать молодёжь на русской культуре, в какой кинотеатр ни зайди — везде «Трансформеры». Кто не читал «Войну и мир», тем, безусловно, понравилась версия романа, недавно прошедшая по телевидению, не имеющая никакого отношения к героям Толстого. Забыто всё, в том числе блистательный фильм Сергея Бондарчука. Не проблема детей в том, что они не знают русской культуры, это проблема общества, которое навязывает им, на американский манер, эрзацкультуру.

В моей юности Россия действительно была самой читающей страной в мире. Читали не только городские жители, книги занимали умы везде, даже в глухих, Богом забытых деревнях. Современные ребята, получая школьные или вузовские задания, ответ «скачивают» в Интернете, не удосуживаясь даже его прочитать.

На роль Натальи Гончаровой я отчаялась найти актрису. Приходили длинноногие красавицы, которые понятия не имели, на какую роль пробуются. Вдруг приходит Анна Снаткина, вчерашняя выпускница ВГИКа, и с увлечением начинает рассказывать о Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Создавалось впечатление, что она была знакома с женой Александра Сергеевича, знала её характер, привычки, манеру поведения. Минут через десять я её остановила: «Аня, на роль вы утверждены».

Сегодня я себя ощущаю кино-видеопередвижником: то, что мы делаем, можно назвать киномиссионерством. Кто-то должен рассказать о «золотом веке» — наивысшем этапе развития человеческого духа. Подобная история больше не повторялась в России. Правда, вслед за XIX, начало ХХ ознаменовалось «серебряным веком», родившим Ахматову, Цветаеву, Пастернака. Но эти поэты не достигли тех вершин, которыми были отмечены таланты Пушкина, Лермонтова, Тютчева, других поэтов и писателей России. В их число входили и декабристы — эти имена для меня святы.

Декабристы всегда были неугодны. В советское время о них запрещали издавать книги, ставить фильмы. Разрешили только Мотылю снять кино о жёнах декабристов. В наше время их имена предают анафеме: они покушались на царя, значит, враги всего русского народа. Для меня декабристы кажутся святыми, потому что они, имея всё, всем и жертвовали во имя справедливости».

О Пушкине и декабристах Наталья Бондарчук сняла десять серий фильма «Одна любовь души моей» цикла «Легенды золотого века». Сначала снимала на плёнку, которая вскоре начала сохнуть, перешла на цифровые носители. Наталья Сергеевна убеждена, что придёт время, когда появятся деньги и она сможет продолжить задуманную работу. Последняя серия называлась «Пушкин. Последняя дуэль», в которой роль поэта она поручила Сергею Безрукову. До этого фильма восемь лет молодого Пушкина играл актёр театра «Бемби» Игорь Днестрянский.

Назначение его на роль было неизбежным, помогли этому обстоятельству дети. В спектакле, где Днестрянский играл роль сказочника, на его вопрос: «Ребята, кто я?» — они дружно ответили: «Пушкин». О том, что актёр необыкновенно похож на поэта, говорили и сотрудники музея «Пушкинские горы», увидев его сидящим на скамье Онегина.

В Иркутском Доме кино актёр был рядом с Натальей Бондарчук. Как водится на подобных встречах, гости начали рассказывать курьёзные истории, происходившие с Игорем, который носил свои бакенбарды, а волосы покрасил в чёрный цвет и завил. Где бы ни находился Днестрянский, его везде принимали за Пушкина.

В деревне Захарово, где частенько бывал поэт, его жители о поэте знают всё. Во время перерыва в съёмках к актёру подошел 6-летний мальчуган и спросил: «Ты Пушкин?» Услышав в ответ «Да», резонно возразил: «Неправда, его убили на дуэли». Игорю ничего не оставалось, как сказать: «Я воскрес». Мальчика такой ответ удовлетворил, о воскресении Иисуса Христа он знал.

Подобных историй Игорь Днестрянский рассказал множество. Например, в Молдавии под Кишенёвом, где сохранился дом, в котором останавливался Пушкин, женщина, увидев «Пушкина», воскликнула: «Господи, воскрес!» В другом месте девушка-киоскёрша спросила: «Вы Пушкин?» Услышав утвердительный ответ, сказала: «Слава Богу, а то я подумала, что с ума сошла».

Игорь был горд тем, что его стали узнавать и пьяные. Однажды в Москве поздно вечером он ехал в метро. В вагоне было пусто, сидели только два парня навеселе. Когда их туманный взор остановился на Игоре, один сказал другому: «Смотри, Пушкин! А я думал, что он умер…». И ещё один случай: как-то актёр прогуливался возле памятника Махатме Ганди. К нему подошёл гражданин, дёрнул за рукав и сказал: «Молодой человек, это не ваша площадь, вам на Пушкинскую надо».

На этой весёлой ноте закончилась в Доме кино встреча с Натальей Бондарчук и Игорем Днестрянским. Зрители начали смотреть фильм «Пушкин. Последняя дуэль», а Наталья Сергеевна, выйдя в фойе, продолжила встречу, но уже с журналистами. Вопросов было много, к сожалению, были и «ляпы», которыми отличились на сцене иркутские школьницы. Что ж, молодые не виноваты, что не знают секунданта Пушкина — Данзаса, что смутно представляют «золотой век» и, будучи иркутянами, никогда не были в музее декабристов.

«Всё должно идти своим чередом», — говорила Наталья Сергеевна. Во всяком случае, иркутяне первыми смогут посмотреть фильм Бондарчук, снятый ею о Пушкине и декабристах. На встрече в Доме кино она торжественно подарила десять серий директору мемориального музея декабристов Евгению Ячменеву.

Фото Николая Благонравина

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры