издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Владимир Потапов: От созерцательности нужно переходить к действиям

Депутат Законодательного собрания Владимир Иванович Потапов – один из немногих среди действующих политиков, имеющий реальный опыт управления регионом в условиях советской экономической модели. Ему, как говорится, есть с чем сравнивать, он был первым секретарем Иркутского обкома КПСС, возглавлял областной Совет народных депутатов, избирался в Верховный Совет СССР и РСФСР.

Отсюда и первый вопрос:

– Как Вы оцениваете сегодняшнее социально-экономическое развитие региона?

– Ещё пять лет назад у меня было очень пессимистическое настроение. Последствия экономического провала, который произошёл в 90-х годах, ощущал, наверное, каждый житель Приангарья, а для меня, как человека, который принимал непосредственное участие в создании экономики региона, это прошло буквально через каждый нерв, через каждую жилку. Но за последние несколько лет этот пессимизм начал понемногу развеиваться.

На мой взгляд, сейчас наблюдается процесс оздоровления экономики. В первую очередь это связано с тем, что сбываются ближайшие планы и прогнозы. Решён вопрос о строительстве Тайшетского алюминиевого завода, запущена пятая серия ИркАЗа, заработала целая группа предприятий лесоперерабатывающей промышленности, найдено лекарство от застарелой болезни лесного комплекса, от кругляка. Экономика стала наполняться инвестициями — в 2007 году, по сравнению с 2006, их рост составил почти три четверти.

Началось развитие агропромышленного комплекса. Из всех отраслей ни одна, наверное, не пережила такого разгрома, как сельское хозяйство. Кстати, сегодня, мне кажется, незаслуженно забыта работа, которая велась в сфере развития сельского хозяйства в предыдущие годы. Например, сегодня мы возвращаемся к ведению племенной работы в животноводстве. Это хорошо. Но я напомню, что ещё в советское время у Иркутской области было с Орловской областью тесное сотрудничество – мы выезжали туда, перенимали их опыт. Это дало плоды, и в 1989 году объём продукции сельского хозяйства, и в первую очередь зерновых и животноводства, был рекордным по сравнению с предыдущими годами.

Тогда, организуя поддержку сельскому хозяйству, мы исходили из того, что село стоит на двух китах: первый кит — это перерабатывающая промышленность, и второй кит — это социально-экономическое развитие деревни. Тогда в каждом населённом пункте велось строительство детских дошкольных учреждений, магазинов, больниц. Житель села должен иметь возможность на месте пользоваться услугами в области здравоохранения и образования. Говоря иначе, мы решали две задачи — как сохранить в деревне рабочую силу и как поднять на селе авторитет производителя. Исходя из этого, решались и кадровые вопросы, и финансовые. И решались небезуспешно: когда у нас специалисты из Орловской области побывали, что называется, с ответным визитом, они признали, что теперь впору им в Иркутскую область на стажировки ездить.

Сейчас, в сущности, стоит та же проблема — как оставить на селе квалифицированную рабочую силу. Роль кадров на селе очень важна. Недавно в газете я прочитал объявление о том, что проводится конкурсе на замещение вакантных должностей на селе. Знаете, меня удивило, что в требованиях к кандидатам перечисляются такие необходимые качества, как знание Конституции РФ, целого перечня законов… Знание законов, конечно, невредно. Но мое мнение — на селе каждый должен знать в первую очередь «закон земли», то есть уметь хозяйствовать, уметь жить на земле и с земли. А знание законов и нормативных актов придёт к нему в процессе сельскохозяйственного производства.

— И всё же Иркутская область, с нашим суровым климатом, энергетическими ресурсами и запасами полезных ископаемых, в первую очередь не сельскохозяйственный регион…

— Мне кажется, сегодня нужно решить две глобальные задачи. Во-первых, нужно ориентироваться на комплексное использование сырья. Например, если речь идёт о добыче золота, то его нужно не возить на аффинаж в Красноярск, как это делается сейчас. Максимальная прибыль формируется на конечных производствах. Во-вторых, вообще нужно добиться роста региональной прибыли. Это нужно отрабатывать как в организационном, так и в законодательном плане. Деньги не должны утекать по трубе, они должны работать в регионе.

— Но насколько сегодня решение этих вопросов зависит от нас?

— Это под лежачий камень вода не течёт. Конечно, если мы будем просто созерцать, дремать и наблюдать за происходящими процессами, то многое упустим. А нам от созерцательности нужно переходить к действиям. Разрабатывать с держателями месторождений — с «Газпромом», с тем, кто сядет, наконец, на Сухоложское месторождение, — организационные и правовые вопросы так, чтобы максимально оставлять на территории денежные потоки. Я убеждён, что это возможно, но для этого нужна большая работа юристов, специалистов в области экономики и, конечно, людей, занятых в исполнительной власти.

То, что у региона есть возможность повлиять на принятие решений на самом высоком уровне, доказала история с трубой ВСТО. Если бы мы дремали, то положили бы трубу там, где хотели. Сейчас, считаю, нужно бороться за то, чтобы «Газпром» взял на себя обязательства по комплексной газификации региона. Да, возможно он более заинтересован в экспортной составляющей, но, значит, нам нужно садиться и разговаривать: давайте делать не только трубу на восток, давайте делать газификацию, и в том числе — промышленных производств.

Я в своё время детально занимался вопросами газификации Ангарской нефтехимической компании. При реализации этого проекта появятся бешеные деньги. Газ позволит увеличить количество продукции (проектная мощность АНХК 20 млн. тонн, а сейчас перерабатывается, по-моему, около 12 млн. тонн), улучшить качество, расширить ассортимент. В полном объёме это касается и саянской площадки. Считаю, что сегодня нельзя обходить саянский вариант, тем более что он позволяет решать и гелиевую проблему.

Конечно, предстоит кропотливая работа, но эти вопросы разрешимы. Сегодня мы сделали первый шаг, приняли программу газификации Иркутской области. Но она же касается в основном газификации бытовой, а крупное производственные вопросы в этих рамках практически не решаются. И, конечно, нам нужно предметно заниматься вопросом Ковыкты, потому что лишь оттуда мы сможем почерпнуть объёмы, необходимые для промышленной газификации Иркутской области. И я об этом говорил и буду говорить на сессиях Законодательного собрания.

Когда мы обсуждали программу газификации, было сказано, что это краткосрочная программа, а полностью взаимоотношения с «Газпромом» будут отрабатывать несколько позже. Что же, согласен, всякое движение должно быть поэтапным, но подчеркну ещё раз: без Ковыкты нам эти проблемы не решить, это задача номер один.

Беседовал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры