издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нашего брата продолжают дурить

  • Автор: Людмила АРТЕМЬЕВА, пресс-служба управления Роспотребнадзора по Иркутской области

По официальной информации, права каждого потребителя нарушаются несколько раз в год. Одних обвешивают, других обсчитывают. Кому-то продают некачественный товар. Призвать виновных к ответу может отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора. Какие вопросы ему приходится решать? Об этом интервью с заместителем начальника отдела Людмилой ПЕЛЬМЕНЕВОЙ.

– Людмила Александровна, сколько жалоб поступило в прошлом году?

– В 2007 году в управление обратились 2366 потребителей, в том числе 1208 – с письменными заявлениями, на личном приёме побывали 1158 человек. Количество жалоб не уменьшается. Люди стали грамотнее и активнее.

Некоторые даже приходят, чтобы защитили их права, хотя сами виноваты. Недавно обратился мужчина по вопросу недовеса газа в баллонах. Мы связались с милицией, лабораторией Ангарского завода бытовой химии. Нашли средства и провели испытания. Жалоба не подтвердилась.

Многие люди покупаются на телевизионную рекламу. Приобретают дорогостоящие изделия медицинского назначения, а обещанного улучшения не наступает. Например, иркутянин купил прибор для улучшения состояния ауры. Заплатил очень большую сумму, а эффекта не заметил.

– На что чаще всего жалуются покупатели?

– Много нареканий на сложную бытовую технику: сотовые телефоны, холодильники, стиральные машины, электроплиты. Короче, на всё, что втыкается в розетку. Но не все жалобы удовлетворяются. По статье 18 Закона «О защите прав потребителей» требование на расторжение договора купли-продажи можно удовлетворить только после заключения экспертизы. Около 60 процентов жалоб рассматриваются в пользу потребителей, а 40% – в пользу продавца. Бывают механические повреждения, когда роняют телефоны сотовой связи или неправильно эксплуатируют изделия бытового назначения. Но признаться в этом владельцы не хотят.

– Сколько товаров забраковано в минувшем году?

– Проведены 2885 проверок (на 200 больше, чем в 2006-м). Особое внимание уделялось жилищно-коммунальным услугам, долевому строительству жилья, связи, туризму. Выявлено неудовлетворительное качество услуг, нарушение сроков, неправильное оформление договоров, включение в них условий, ущемляющих права потребителей. За год проверено более 45 тонн пищевых продуктов и 19 тысяч единиц промышленных товаров. Забраковано 40% проверенного мяса птицы, 41% – колбасных изделий, 75% – рыбной продукции, 39% – консервов-пресервов, 46% – сыров и др. Большой объём забраковки, потому что идём именно в те торговые точки, на которые жалуются покупатели.

– Какие меры приняты по итогам проверок?

– Нарушителей вызывают на заседания административной комиссии. В 2007 году вынесено 2626 постановлений о привлечении к административной ответственности. Наложено штрафов на сумму 7 миллионов 332 тысячи рублей. По-требителям мы оказываем помощь в подготовке материалов в суды. Работает также консультативный совет по защите прав потребителей. Сотрудники общественных организаций оказывают помощь в подготовке претензий, заявлений, в судебных разбирательствах. Иркутской областной общественной организацией по защите прав потребителей в прошлом году проконсультировано 115 человек, проведено 700 проверок.

В настоящее время при администрации области работает совет по качеству пищевых продуктов, услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания и защите прав потребителей. Назрела необходимость разработки областной целевой программы по защите прав потребителей. Наше управление вышло с таким предложением в администрацию области.

– А с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться специалистам по защите прав потребителей?

– Труднее всего доказать, что, например, платная медицинская услуга некачественная или допущена врачебная ошибка. Чтобы добиться справедливости, нужна настойчивость.

В Иркутске также проблема – проверить качество ювелирных изделий. Пробирный надзор находится в Красноярске. Если камень в кольце можно проверить в техническом университете, то само изделие надо отправлять в Красноярск. У нас нет лабораторной базы.

Сложно провести экспертизу бензина – за неё надо платить. В Центре гигиены и эпидемиологии в Иркутской области проводят только плановые испытания пищевых продуктов, воды.

Или, например, как доказать, что трикотаж хорошего качества? Раньше был Госстандарт. После реорганизации его переименовали в Техрегулирование, при этом услуги стали платными. А покупатели за испытания платить не хотят.

Ещё одна проблема: сегодня на любой товар нужны документы, подтверждающие качество и безопасность. Если бабушка стоит на рынке с десятью пучками редиски, у неё должен быть такой документ, но это просто нереально.

– Что вы посоветуете покупателям?

– Покупайте товары только в магазинах, а не на улице. Мужчина купил валенки возле торгового комплекса в Иркутске. Пришёл домой и обнаружил, что подошва тонкая. Хотел вернуть их продавцу, но та невежливо отправила его подальше. Спросить не с кого. Ведь ни кассового, ни товарного чека у него нет. Или другой пример. По дороге на Байкал люди покупают омуль горячего копчения, от которого много пищевых отравлений. Некоторые говорят: на том перекрёстке в павильоне продукция старая, без ценников. А зачем там покупали?! Ведь сегодня есть возможность выбора.

Что касается сертификата соответствия, наверно, покупателю не стоит его даже требовать. Это просто бумажка, которая не является гарантом качества. При современной технике подделать ведь можно что угодно. И ещё. Внимательно читайте этикетки. Допустим, если в колбасе содержится генно-модифицированных добавок более 0,9%, изготовитель обязан указать это на маркировке.

И если ваши права нарушили, обращайтесь по телефону 33-58-36 в управление Роспотребнадзора (Иркутск, улица Карла Маркса,8).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер