издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здесь особое время течёт

Догадаться нетрудно, где именно. Да и поэты подтверждают – в Божьем храме. Но, значит, и в храме Мельпомены. По крайней мере, в те редкие пронзительные моменты, когда сцену и зал спонтанно объединяют искренние чувства добра и любви. Как это было в Иркутском областном театре юного зрителя в один из нынешних апрельских вечеров на прощальном спектакле «Сарафановы».

Кто-то, возможно, скажет: «На-шли о чём говорить в нашем мире «равнодушия, денег и слёз». А я и не буду спорить: событие по нынешним масштабам вполне локальное. Но спросите себя, знаете ли вы ещё хоть один случай столь эмоционального расставания со спектаклем, когда по окончании представления двое актёров за кулисами, он и она, молча взглянув друг на друга, тут же отвели глаза, потому что в них стояли непрошенные слёзы.

Удивительно, впрочем, не это. Вернее, не только и не столько это. На разных сценах и в разных условиях игралась вампиловцами данная пьеса, более известная под названием «Старший сын». В городах и посёлках Иркутской области, в соседней Республике Бурятия, в далёкой от Сибири столице Белоруссии и, наконец, в Москве, где жюри IV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» присудило постановке руководителя ТЮЗа Виктора Токарева Серебряный диплом и эксклюзивный приз – золотые часы. И везде, всегда, шёл ли спектакль в гармонии всех его компонентов или вдруг начинал спотыкаться от излишнего волнения исполнителей, публика принимала его с горячим сочувствием, дружно смеялась именно там, где автор рассчитывал на такую реакцию, и в конце любая аудитория неизменно стоя и с видимой благодарностью долго рукоплескала выходящим на поклон артистам.

Таким же оказался финал и в вечер последнего свидания «Сарафановых» со своим родным зрителем. К слову сказать, не самым дисциплинированным, не приученным, увы, вести себя в храме Мельпомены подобающим образом. Близко к рампе сидели, например, восьмиклассники одного из лицеев и увлечённо комментировали происходящее на сцене. Прямо скажем, вряд ли эти ребята прониклись незримо витавшей в театре грустью, вызванной уходом из ТЮЗа по семейно-житейским обстоятельствам трёх исполнителей центральных ролей. А всё же и подростков задела за живое трогательная, с юмором и трепетом рассказанная история человеческого доверия и душевного родства. Не зря же на поклонах молодёжь, как по команде, встала и щедро аплодировала Сарафанову – заслуженному артисту России Валерию Елисееву, для которого эта роль, по его словам, была единственной отдушиной за многие годы, его детям Нине – Алёне Пастысь и Васеньке – Николаю Кулебякину, Бусыгину – Александру Гаврилову, Сильве – Тимуру Мухаметшину и всем остальным участникам спектакля.

– Грусть останется со мной надолго, потому что этот спектакль для меня какой-то особый, – признался Александр Гаврилов. – Каждый раз он был волнительным, мандраж меня колотил…

Другими словами, но, в сущности, о том же особом самочувствии в «Сарафановых» говорили на импровизированном банкете все занятые в спектакле, жалея о том, что он преждевременно, в самом расцвете творческой биографии, уходит из репертуара. Будто о человеке горевали! Просто Вампилов и его драматургия вошли в состав крови Иркутского ТЮЗа, растворились в ней. На афише остаются его произведения «Провинциальные анекдоты», «Мы бежали от заката», ещё помнятся спектакли «Прошлым летом в Чулимске» и «Прощание в июне», но самой любимой продолжает быть пьеса «Старший сын». Не случайно театр уже трижды обращался к ней, всякий раз ощущая чуткий отзыв зрителя на такие, казалось бы, простые, но непреходящие нравственные ценности, заставляющие человека осознать самое главное в своей жизни.

«Сейчас люди в свои скорлупки забрались, до них не достучаться», – с горечью сетует Родион Щедрин. Словно вопреки времени, «блаженный» Сарафанов без видимых усилий разрушает эти скорлупки, открывая сердца и актёрские, и зрительские. Семья вампиловского героя растёт в своём числе, воспроизводя флюиды благородства. Пусть больше будет в нашей жизни таких обаятельных, не от мира сего, «психов» и «неудачников». Пусть «Сарафановы» вернутся в репертуар уже с новым поколением исполнителей. И чем скорее, тем лучше!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры