издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трофеи «Сибирского кота»

В нынешнем июне под этим названием родился и успешно прошёл Межрегиональный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков – первый и пока единственный на огромной территории от Урала до Тихого океана. Есть где разгуляться вольнолюбивому созданию с его независимым девизом: «Наше дело котово»! Фестиваль решено проводить отныне раз в два года.

Своё путешествие «Сибирский кот» начал с города Кемерова из уважения к двум юбилейным датам – 65-летию Кузбасса и 90-летию его областного центра. На улицах, поражающих своей чистотой, ухоженностью, обильной зеленью и в особенности уважением водителей к пешеходам, гостей фестиваля с любопытством спрашивали, уж не собрались ли они делать «оранжевую революцию». И тут же приветливо улыбались: на футболках и банданах цвета солнца, полученных участниками встречи в подарок от её организаторов, красовалась задорная эмблема «Сибирского кота». В том же оранжевом декоре выдержана вся символика фестиваля, включая буклеты и иную печатную продукцию. А поскольку в Кемерово съехались более шестисот человек из 13 городов Сибири и Дальнего Востока, местные жители охотно шутили о нашествии котов на столицу угольного края.

Оранжевой радугой футболок полыхнул партер Государственной филармонии Кузбасса, куда на торжество открытия Первого театрального фестиваля для детей были приглашены, помимо хозяев, делегации сценических коллективов Абакана, Горноалтайска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Новокузнецка, Омска, Прокопьевска, Томска, Тары, Хабаровска и Якутска. К этому событию глава Кемеровской области Аман Тулеев приурочил свой губернаторский приём, огласив в приветственном слове впечатляющие цифры. Так, на проведение «Сибирского кота» выделено свыше 4 млн. руб., а на программу развития культуры Кузбасса и вовсе пять с лишним миллиардов. «Это инвестиции в будущее, – сказал он, вручая одарённым детям медали из чистого серебра «Надежда Кузбасса», – а будущее принадлежит высокообразованным, культурным, нравственным людям».

К слову, орденами и медалями Кузбасса разного названия и достоинства с приложением премии в диапазоне от трёх до ста тысяч рублей были награждены как творческие деятели кемеровских театров, так и технические сотрудники. При виде столь широких жестов гостям только и оставалось, что мотать на ус. Впрочем, щедрость хозяев «Сибирского кота» приезжие благодарно испытали в неусыпной заботе о себе: всех встретили, прекрасно разместили, вкусно кормили. Организационная сторона фестиваля была поистине выше любых похвал.

Сказать так же и о его содержательной, творческой стороне значило бы, пожалуй, слукавить. Конкуренция была нешуточной. Из 22 показанных спектаклей мне удалось посмотреть только десять, впрочем, и те не назовёшь равноценными. Между тем профессиональный совет, прежде именовавшийся жюри, задал с первого же обсуждения высокую планку и удерживал её все пять фестивальных дней, придирчиво, чуть ли не по косточкам, что называется, разбирая каждую постановку.

Страстные, темпераментные монологи критиков (среди которых назову хотя бы кандидата искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской госакадемии театрального искусства Надежду Таршис и руководителя Всероссийской лаборатории режиссёров театров кукол СТД России Виктора Шраймана), порой вступавших в споры друг с другом, длились почти до полуночи. А затем там же, в Доме актёра, шли «капустники» в исполнении тех, кто уже «отстрелялся».

Иркутск представляли два театра: ТЮЗ имени А. Вампилова и «Аистёнок». Но выступить с юмористической программой смогли только кукольники, поскольку вампиловцам выпало играть свою театральную фантазию «Легенды седого Байкала», сочинённую Л. Иоффе и В. Токаревым по мотивам сибирского фольклора, в день закрытия праздника. А на капустнике «Аистёнка» артист Евгений Стёпкин произнёс под аплодисменты грустно-серьёзным тоном: «Приедешь с фестиваля, в театре все в глаза смотрят: ну как, мол, выступили? И приходится сказки рассказывать…».

С удовольствием свидетельствую: обоим иркутским коллективам «сказки рассказывать» нет причин. Решением зрительского жюри старшеклассников лучшим спектаклем фестиваля для детей признан «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери в постановке «Аистёнка», удостоенный в своё время, нелишне напомнить, губернаторский премии. Отмечена также и социокультурная программа этого театра, в рамках которой юные зрители посмотрели кукольный спектакль «Тигрёнок в чайнике».

«Микс» детско-подростковых постановок состоял из работ не только ТЮЗов и театров кукол – свою лепту внесли в него театры драматические, музыкальный и даже Учебный театр «Эксперимент». Насколько корректно сравнивать их между собой при разности художественных средств, способов и приёмов воздействия на аудиторию – решать инициаторам фестиваля. Но, думается, отнюдь не в силу завышенных требований к произведениям для детей звучали во время обсуждений эпитеты, в комментариях не нуждающиеся: рыхлый, аморфный, статичный, приблизительный, блёклый, необязательный. Или того чище: дурной интерактив, неграмотность, сознательная пошлость… Каждый второй спектакль подвергся обоснованной и нелицеприятной критике.

На таком фоне бальзамом на душу воспринималось единодушное, в сущности, мнение профессионального совета, высказанное его председателем Татьяной Тихоновец – обозревателем журнала «Театр», членом экспертного совета и жюри национальной премии «Золотая маска», о «Легендах седого Байкала»:

– Это грандиозно, ярко и очень талантливо. Свести воедино мощную музыку, которая будит в тебе какое-то древние корни, хореографию, слово – это не бессмысленное шоу, это эпическое мироощущение, которое не развлекает, а даёт ребёнку что-то постичь. Я много узнала, меня зацепила эта история. Тут важная тема этносов, замечательно представлены силы природы, тема их взаимодействия с человеком, мощная, с драйвом, сцена борьбы, интересное переплетение верхнего и наземного миров. Это очень серьёзная, глобальная, я бы сказала, работа. Спасибо за ваш спектакль!

«Мегапроектом» сочла спектакль вампиловцев влюблённая, по её признанию, в Иркутск и во все его театры Наталья Шимкевич, тоже член жюри и автор названия фестиваля.

А главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Союза театральных деятелей России Александра Лаврова, уже высказавшая во время обсуждения наряду с замечаниями своё восхищение постановкой Иркутского ТЮЗа, перед процедурой закрытия «Сибирского кота» в Кемеровском театре для детей и молодёжи, где яблоку негде было упасть, с той же искренностью повторила на мой диктофон:

– «Легенды седого Байкала» – это, конечно, не этнографический спектакль в исконном понимании, это сценическая адаптация этники. Очень вкусно сделано, классно, очень впечатляло. Колоссальная музыка Владимира Соколова держит всё настроение, всю атмосферу и придаёт возвышенность этому эпическому повествованию. Прекрасно! Просто я считаю, что это большая удача спектакля, включая, конечно, великолепные вокализы. Замечательные костюмы, замечательная хореография, очень! Мне понравилась декорация, вот эта конструкция – вертикаль, создающая два этажа, с постоянной связью между нижним и верхним мирами, и она очень грамотно обыгрывается постановщиком Виктором Токаревым. Зрелищная, масштабная, прекрасная феерия!

Копилку наград вампиловцы в свой юбилейный 80-й сезон пополнили Кубком лауреата фестиваля в номинации «Воплощение национального эпоса», Почётным дипломом и медалью с символикой «Сибирского кота», а также статуэткой Михайлы Волкова, первооткрывателя угольного пласта Кузбасса. Директор и художественный руководитель Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев получил Благодарственное письмо с подписью губернатора Амана Тулеева и премию «За значительный вклад в проведение Первого межрегионального театрального фестиваля «Сибирский кот».

Но, может быть, самым памятным для всей постановочной группы, объединившей, по замыслу режиссёра, артистов ТЮЗа, Театра пилигримов, хореографического ансамбля «Улаалзай» и детской студии пластики и танцев «Мотылёк» при ТЮЗе, стал тот момент, когда юные зрители, до отказа заполнившие зал Кемеровского областного театра драмы имени А.В. Луначарского, переживая за судьбу своенравной и гордой Ангары, взволнованно кричали исполнителю роли Енисея, чтобы разоблачить самозваного жениха – Иркута: «Не верь ему, он обманывает!»

И это тоже уже не легенда и не сказка. Это та золотая правда, ради которой идут на сцену и самозабвенно служат Мельпомене.

Фото Владимира БЕЗРОДНЫХ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры