издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Кадриль» с дорогими людьми

На постановку пьесы Владимира Гуркина вампиловцы пригласили в свой юбилейный сезон одного из прежних режиссёров Иркутского ТЮЗа.

Бориса Преображенского театралы помнят по многим его спектаклям, увидевшим свет рампы в «золотой период» 70-х – 80-х годов, когда театр юного зрителя был своего рода местом паломничества молодёжи. Но если всё течёт, всё меняется, то характер режиссёра, похоже, остался прежним. Как и манера держать себя, которая людям со стороны, возможно, не слишком импонирует. Неизменно хрипатый голос делает его шумным, громким и не самым удобным в общении из-за постоянной готовности резать правду-матку без обиняков прямо в глаза.

Но Преображенский из тех людей, масштаб личности которых растёт во времени. В Иркутске (и не только) успешно работают его ученики по театральному училищу, в Алма-Ате он 20 лет был главным режиссёром республиканского ТЮЗа, добившись для него – неслыханное дело! – звания академического коллектива и сам получив звание заслуженного деятеля искусств России, а также Казахстана. Из всех своих регалий, будучи лауреатом нескольких премий, особенно гордится французским орденом «За достижения в искусстве и литературе».

Ученику Георгия Товстоногова, Розы Сироты и Андрея Гончарова, понятно, есть что вспомнить и что рассказать. О будущем спектакле, впрочем, говорили мало: Борис Николаевич как раз завершил застольный период, кому-то из нынешних его коллег кажущийся анахронизмом, а для Преображенского – совершенно неотъемлемым этапом работы над пьесой. Кстати, образчик его юмора: «Вы, актёры, спите с жёнами, а я сплю с пьесой». На чей-то слух грубовато, конечно, но артистов не проведёшь. Режиссёров такого толка ценят за способность самим погрузиться с головой в творческий процесс и увлечь, заразить этим всю постановочную группу. Тогда репетиция приносит радость, возникает тот кураж, при котором роль дарит раскованность, органику, правду чувств. Преображенский как раз из той когорты режиссёров, кто умеет помочь артисту. Если, конечно, в том есть искра таланта. Тогда приоткрывается истинная душа постановщика – беззлобного, нежного, обращающегося к артистам ласково, называя их уменьшительными именами: Олькуша, Коленька, Людочка…

– Борис Николаевич, вы 11 лет отдали Иркутскому ТЮЗу…

– Я в это время ещё умудрился несколько спектаклей в драмтеатре поставить.

– Этот период жизни большой след в душе и памяти оставил?

– Иначе бы я не приехал сюда. Никакой червоточинки. Что вы! Я вспоминаю эти времена наших шалостей. И с Лёвой Титовым (тогдашний главный режиссер ТЮЗа – В.Ф.), и вообще мы тут колобродили довольно серьёзно. Сейчас я с такой радостью видел в здравии и хорошо выглядящего Веню Филимонова. Очень жаль, что Миша Ройзен заболел, я очень хотел с ним работать, он во всех моих спектаклях, по-моему, играл. Собираюсь навестить его завтра. И Коля Кабаков с Володей Приваловым меня просто порадовали. Тоже учились немножко у меня.

Я-то их помню по спектаклю на их курсе «Снимается кино», он был довольно непростой и, мне кажется, удачный. Мне очень приятно видеть, какие новые интонации возникают и у Володи Безродных, и у Олега Тупицы. Это очень перспективные ребята, я как-то сразу их отметил и взял к себе в спектакль. Валя Прадун там может состояться, она в своё время работала у меня в Алма-Ате. А встретившись с Ниночкой Ольковой и Людой Стрижовой, с Попковой, просто испытываю большую радость, потому что последнее время я работаю со студентами в Ленинграде и уже в Казахстане понял, что я не могу работать с плохими артистами. Меня раздражает неграмотность актёрская, почему я вынужден говорить им по двадцать раз одно и то же, когда я должен что-то новенькое сказать, а вместо этого повторяю вчерашнее.

– Следует ли отсюда, что актёры Иркутского ТЮЗа – напротив, хорошие, по вашим критериям?

– Перечисленные – да. Сказать по правде, я не всех их ожидал увидеть в рабочем состоянии. Я был свидетелем неоднократно, когда получали звание и становились не рысаками, а конягами в стойле: он уже весь в медалях и тем доволен. Я помню прекрасную, с моей точки зрения, работу Филимонова в костёле, когда он играл у меня Сальери, а Мокшанчик – Моцарта, Володя Соколов с нами… Всё это в памяти. Я был в Париже у Олега Мокшанова, мы с ним уже договорились, что 70-летие своё нынче в августе встречаю у него. Он уже преподаёт, очень талантливый парень. Я давно не пью – два инфаркта, Мокшанчик на мой вопрос об этом по телефону ответил, что тоже не пьёт. «А что так?» – «Да надоело», – говорит. Мудро! Он седой уже и лысый, Саша Когай мне показывал его фото.

– Борис Николаевич, а творческий процесс вас устраивает на нынешнем этапе?

– Я с удовольствием здесь работаю. Уже столько поцелуев со дня приезда от людей, с которыми я когда-то работал и очень их любил, – я за целую жизнь столько, по-моему, не целовался! Настроение задаёт и пьеса Володи Гуркина, я считаю, очень приличная.

– Талантливая, на мой взгляд.

– Даже талантливая, конечно. Сегодня, при том голоде в современной драматургии – я всё-таки почитываю и Интернет, и связи мои московские дают возможность ориентироваться – поиски «чернухи» мою душу не греют, мне это всё просто не интересно. А у Володи это очень актуальная пьеса, что для меня очень важно. Люблю такой материал, чтобы можно было разговаривать о характерах, о поступках персонажей – о том, что наиболее интересно зрительному залу. Я Гуркина дважды ставил у себя в театре. Теперь, в третий раз, смотрю на комедию «Кадриль» иначе и понимаю, что она достаточно печальная, и вытаскивать из неё смешинки в мою задачу не входит.

Вот они поменялись, эти семейные пары, своими половинками – идиотизм, наверное. А с другой стороны, такая тоска в этом посёлке! Они развлекаются, всё время друг над другом подтрунивая, они всё время ищут для мозгов, для сердца свои какие-то проблемы, заботы. Из этой же серии их поступки. А то, как они потом расплачиваются за это, для меня процесс самый главный. Потому что они, оказывается, совсем другие люди, нежели могут предстать по своим шуткам и затеям… Ну, не знаю, что получится. Я даже не знаю, как это вы меня раскололи на замысел!

Мне же остаётся добавить, что премьера нового спектакля по пьесе В. Гуркина состоится 2 июля – в день закрытия юбилейного, 80-го сезона в Иркутском областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова.

Фото Владимира БЕЗРОДНЫХ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры