издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Задание на послезавтра

Темой очередной беседы с Викторией Дворниченко, депутатом Законодательного собрания Иркутской области, членом фракции «Единой России», главным врачом Иркутского онкологического диспансера, стало своеобразное подведение итогов. Что сделано депутатами Законодательного собрания в четвёртом созыве? Что осталось не закончено, что ещё предстоит сделать?

Виктория Дворниченко: Основная работа, конечно, в течение созыва для меня шла в комитете по здравоохранению и социальной защите. Из перечня приоритетов комитета для меня важнейшим было решение вопросов в сфере развития системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Например, в прошлом году собрание приняло ряд важных законов: были внесены изменения в закон Иркутской области «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи в Иркутской области»; принят закон о мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности; внесены изменения в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год и принят бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области на год текущий. Это результаты кропотливой и скрупулёзной работы: за год мы провели 30 заседаний комитета, на которых всего было рассмотрено 353 вопроса.

Продолжена работа по унификации законодательной базы Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа, проведено пять заседаний комитета совместно с комитетом по социально-культурному законодательству окружной Думы, на которых рассмотрено 26 проектов законов Иркутской области и вопросов по внесению изменений в ряд областных государственных социальных целевых программ.

– Какие из этих законов наиболее важны для населения?

– Не стала бы проводить черту: этот закон важен, а этот – второстепенен. Наша задача – отстроить систему здравоохранения таким образом, чтобы пациент мог получить качественную и своевременную медицинскую помощь. В области, как и в стране в целом, продолжается реализация национального проекта «Здоровье». В рамках этого проекта у нас создана рабочая группа, задачей которой является взаимодействие с исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями здравоохранения.

В результате мы с департаментом здравоохранения подписали концепцию развития здравоохранения Иркутской области на 2007 – 2010 годы. Её цель – улучшить состояние здоровья населения области. Пути решения этой задачи – модернизация системы управления здравоохранением Иркутской области. Это и совершенствование нормативной правовой базы, и формирование единой системы планирования и оценки деятельности в сфере здравоохранения, и повышение качества медицинской и лекарственной помощи населению. Определены интегральные индикаторы реализации концепции, среди которых такие показатели, как число умерших, младенческая и материнская смертность, заболеваемость самыми распространёнными и опасными болезнями – злокачественными новообразованиями, туберкулёзом, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Снижение смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни – вот главные критерии, на которые работает концепция. Первые результаты уже налицо: уровень общей смертности населения в Иркутской области снизился на 11,5%, что выше, чем снижение по Российской Федерации в целом (6%).

Следующий шаг, логичный и своевременный, это принятие областного закона, который должен дать нам правовые механизмы для реализации этой концепции. Необходимость принятия такого закона назрела, и у нас уже есть солидные наработки. К сожалению, мы не успеем завершить его подготовку в этом депутатском созыве, но я надеюсь, что он будет принят в созыве следующем.

– Что должен регулировать новый закон?

– Он должен разрешить очень важную проблему, которая омрачает взаимоотношения врача и пациента. Конституция гласит, что мы должны оказывать бесплатную медицинскую помощь. К сожалению, на федеральном и региональном уровне полномочия по оказанию медицинской помощи не разграничены чётко: что должен врач, что должен пациент. Нужно создать законы, которые бы регламентировали эти взаимоотношения.

По моей оценке, в Иркутской области больше половины пациентов, которые должны получить помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения, в итоге уезжают в область, стараются обследоваться и получать лечение в областном центре. Почему это происходит? На мой взгляд, проблема в сегодняшнем состоянии системы здравоохранения. Я подчеркну: не только в людях, которые работают в больницах и поликлиниках, но и в том, как выстроена система оказания медицинской помощи.

Взять работу участкового терапевта. Любой, кто сталкивался с районной поликлиникой, скажет, что большую часть времени врач занят выпиской рецептов. Врач, который ближе всех находится к пациенту, первым должен оценить его состояние, на практике тратит время на оформление документов, а до болезни руки у него доходят в последнюю очередь. В результате страдает пациент.

Ситуация усугубляется пассивностью учреждений здравоохранения и, кстати, соответствующих департаментов на местах. Например, депутаты Законодательного собрания приняли очень полезный областной закон «О социально-значимых заболеваниях». В нём мы расширили перечень заболеваний, по которым больные могут получить бесплатные рецепты, облегчили жизнь многим и многим людям. Но поначалу мы получили всплеск конфликтов: аптеки отказываются принимать выписанные рецепты на медикаменты, проведённые этим законом. Начинаем разбираться: согласно закону, с марта этого года врачи получили полномочия выписывать такие препараты, РОСТО их поставила, они есть в наличии, но об изменениях в законодательстве не было доведено до аптечной сети. Это проблема, касающаяся качественной работы департаментов на местах, проблема контроля над исполнением.

У нас чётко прописано, какая медицинская помощь должна оказываться на каждом уровне – муниципальном, областном, федеральном. Исходя из этого расписано финансирование в рамках программы обязательного медицинского страхования. На бумаге всё правильно, но и пациента понять можно. Жизнь у человека одна, и если человек видит, что на местном уровне он никому не нужен, он начинает искать способы, как попасть к врачу, который действительно будет заниматься состоянием его здоровья. Тогда он приезжает, например, в областную больницу или онкологический диспансер и начинает искать помощи там. Но областная больница заниматься пациентом, который не оформлен должным образом, вообще-то не должна. Областное учреждение принять такого пациента может только на основании медицинского документа – направления, которое подтверждает, что пациент нуждается в специализированной помощи, которую оказать на месте невозможно.

Современная медицина – это ещё и экономика. «Внеплановый», с точки зрения финансовой, пациент находится где-то в муниципальном районе, и со страховых компаний больница ни копейки не получит. Если главный врач начинает принимать пациентов «чужих», то ему не начинает хватать расходных материалов: рентгеновской плёнки, одноразового инструментария. Фонд заработной платы исчислен из определённого количества пациентов. Возрастают даже расходы на стирку постельного белья. Руководители учреждений начинают искать, каким образом переложить эти расходы на плечи пациента. А в результате дискредитируется сама идея страховой медицины. Есть в семье деньги – получи квалифицированную медицинскую помощь, а нет – не обессудь, езжай домой.

Как разорвать этот замкнутый круг? Нужно дорабатывать закон. Вводить в него критерии, определиться, что у нас платно, что бесплатно. Необходимо разобраться, почему человек платит лечебному учреждению: или недостаточна сумма, которая идёт лечебному учреждению через страховые компании, или это недоработки на местах. Если недорабатывает главный врач муниципального учреждения здравоохранения, если именно из его больницы пациенты бегут в город – нужно делать кадровые выводы. Если суть в том, что районная больница не в состоянии обеспечить заявленный стандарт медицинских услуг – значит, нужно отзывать лицензию. Пусть передают полномочия тем, кто в состоянии их исполнить, а сами получают статус фельдшерского пункта и не проедают зря деньги страховых компаний. Нужно создать ситуацию, в которой люди были бы заинтересованы в том, чтобы искать решение той или иной проблемы. Если никто ни за что не отвечает, тогда воз останется и поныне там.

– Возможно, эти проблемы рано или поздно решит федеральный законодатель, ведь подобные трудности возникают и в других регионах?

– К сожалению, проект закона о здравоохранении ходит по Государственной Думе не первый год. Многие субъекты федерации пошли своим путём и создали региональные законы. Нам тоже необходим такой закон: пусть ряд вопросов, связанных с реализацией федеральных полномочий в этой сфере, мы так и не сможем разрешить, но, по крайней мере, мы сможем выстроить вертикаль власти. Мы разберёмся в отношениях между муниципальными и городскими учреждениями здравоохранения и департаментом здравоохранения администрации Иркутской области, определим полномочия городских и районных департаментов, поймём, кто будет отвечать за исполнение той законодательной базы, которая у нас уже есть.

Сегодня в Законодательном собрании сформирована крепкая команда, которая занимается разработкой этого закона, и очень хочется, чтобы в следующем созыве эта работа была продолжена и завершена.

Беседовал Дмитрий ШИБАНОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры