издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О безопасных условиях труда и медицинском обслуживании работников водного транспорта

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

(Управление Роспотребнадзора по Иркутской области)

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25.06.2008 г. № 18 Иркутск

О безопасных условиях труда и медицинском обслуживании работников водного транспорта

Я, главный государственный санитарный врач по Иркутской области П.К. Кауров, проанализировав результаты деятельности по надзору за условиями труда работников водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры, установил, что неудовлетворительные условия труда судовых специалистов отмечаются практически на всех типах судов. Подавляющее большинство водных транспортных средств эксплуатируются более 20 лет, судовые помещения и особенно судовые системы не обеспечивают требуемых условий труда и обитаемости плавсостава.

Удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, на речных судах в области составляет до 32%, вибрации – до 25%, по параметрам микроклимата – до 42%, по освещённости – 19%. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны превышает предельно допустимую концентрацию на 2,5% рабочих мест плавсостава.

На предприятиях транспортной инфраструктуры 40% рабочих мест не отвечает гигиеническим нормативам по шуму, 57% – по производственной вибрации.

Численность работников на предприятиях водного транспорта на территории Иркутской области составляет 4827 человек, из них работают во вредных условиях труда 3379 (70%). На фоне неудовлетворительных факторов судовой среды до настоящего времени сохраняется тенденция регистрации единичных случаев профессиональной заболеваемости среди работников водного транспорта. Так, с начала 2008 года проведено расследование всего одного случая профессионального заболевания среди плавсостава в связи с установлением заключительного диагноза профессионального двухстороннего кохлеарного неврита. Данная ситуация свидетельствует о несвоевременном направлении стажированных работников (1 раз в 5 лет), а также работников с подозрением на профессиональное заболевание в центры профпатологии и выявлении профзаболеваний на ранних стадиях.

Предварительные и периодические медицинские осмотры плавсостава и работников транспортной инфраструктуры осуществляются на территории области как специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, в частности Осетровской и Киренской больницами ФГУ «СОМЦ Росздрава», МСЧ ФГУП «Аэропорт Иркутск», так и муниципальными учреждениями здравоохранения. В то же время не все лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию на данный вид деятельности, обеспечены необходимой документацией по организации предварительных и периодических медицинских осмотров плавсостава, в частности, приказом МЗ СССР от 06.09.1989г. №511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства». Не всегда функциональные и лабораторные исследования, в частности аудиометрия, проводятся в полном объёме. Имеются факты организации периодических медицинских осмотров на базе лечебно-профилактических учреждений, не имеющих лицензии на данный вид медицинской деятельности (МЛУ «Городская больница №2 г. Черемхова», ЦРБ Усть-Удинского района).

Удельный вес речных судов, оборудованных системой водоснабжения, составил в 2007 г. 79,8% (в 2006г. – 79,4%). По-прежнему остаётся большое количество судов, водоснабжение которых напрямую зависит от наличия водопроводов и гидрантов в портах приписки и на водных путях, т.е. судов с системой берегового водоснабжения. В то же время количество водопроводных гидрантов в районах массового судоходства остаётся крайне недостаточным, и теплоходы, нарушая требования санитарного законодательства, производят заправку непосредственно из водоёмов, хотя не имеют для её очистки и обеззараживания станций приготовления питьевой воды (СПППВ). Доля судов, которые могут осуществлять своё водоснабжение в автономном режиме, т.е. судов, оборудованных СППВ, составляет всего 20%. В Иркутской области количество проб воды из судовых систем водоснабжения теплоходов, отобранных в навигацию 2007 года, не отвечающих гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям, составило 11,3%, по санитарно-химическим – 11,2%. Одними из основных причин несоответствия качества воды из систем питьевого водоснабжения речных судов гигиеническим нормативам являются: низкое качество дезинфекции системы водоснабжения после зимнего отстоя флота, проводимой судовладельцами, физический износ оборудования и судовых систем (в т.ч. станций подготовки питьевой воды), нарушения санитарно-эпидемиологических требований при их эксплуатации в период навигации.

В 2007 году зарегистрирован случай брюшного тифа среди плавсостава ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство». В ходе эпидемиологического расследования было установлено, что наиболее вероятной причиной заболевания послужило несоответствие системы водоснабжения речного судна требованиям санитарных правил, подтверждённое не-удовлетворительными результатами лабораторных исследований проб воды по бактериологическим и санитарно-химическим показателям. Экипажем теплохода грубо нарушались требования к приёму воды в систему водоснабжения. Заправка водой производилась не с береговых гидрантов, а непосредственно на участках судового хода. На значительной части теплоходов ОАО «ВСРП» длительное время не проводится восстановительный ремонт озонаторных установок приготовления питьевой воды, как следствие – данные суда не имеют возможности принимать забортную воду для её последующей обработки на судовых СППВ. Не способствует нормализации и тот факт, что начиная с навигации 2004 года ОАО «ВСРП» прекращена эксплуатация бункеровщика-водолея «ТНМ-34» на р. Ангаре, который ранее производил заправку теплоходов питьевой водой гарантированного качества.

На большинстве судов не соблюдаются требования к питанию плавсостава. В связи с ликвидацией системы централизованного снабжения на предприятиях водного транспорта пищевые продукты приобретаются экипажами самостоятельно в розничной торговле на выделяемые денежные средства. Судовладельцы не предпринимают усилий по организации коллективного питания через береговые организации общественного питания. Как следствие – на судах отсутствует документация, подтверждающая качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов (сертификаты соответствия, качественные удостоверения, санитарно-эпидемиологические заключения). Рационы питания экипажей не отвечают нормам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.2001 г. №861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов». В рационы питания плавсостава не включаются продукты регулирующего назначения, т.е. обогащённые микронутриентами.

Во исполнение постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 №85 «Об обеспечении безопасных условий труда работников водного транспорта» и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах водного транспорта на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №14, ст.482).

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Руководителям организаций водного транспорта и транспортной инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы:

1.1. Принять эффективные меры по улучшению условий труда работников водного транспорта, сокращению вредного воздействия факторов производственной среды на их здоровье в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

1.2. В процессе модернизации и реконструкции речных судов и прочих плавсредств обеспечить их соответствие требованиям СанПиН 2.5.2.703-98 «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания».

1.3. Обеспечить систематический лабораторный контроль за состоянием вредных производственных факторов и факторов судовой среды, за качеством воды хозяйственно-питьевого назначения, за безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья в рамках выполнения программ производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

1.4. Обеспечить контроль за судовыми системами водо-снабжения, сроками хранения и порядком смены питьевой воды, провести мероприятия по определению участков водного пути (условно чистых плёсов) для забора судами воды на водоёмах внутренних водных путей, пригодных для обеспечения экипажей и пассажиров питьевой водой после обеззараживания на судовых станциях подготовки питьевой воды (СППВ), с последующим согласованием мест забора воды с органами Роспотребнадзора и составлением информационных бюллетеней.

1.5. Осуществлять обязательные периодические медицинские осмотры работников на базе специализированных лечебно-профилактических учреждений, а в случае их отсутствия – на базе лечебных учреждений, имеющих лицензии на данный вид медицинской деятельности.

1.6. Изыскать возможности для организации коллективного питания плавсостава через береговые организации общественного питания, обеспечить наличие на судах документации, подтверждающей качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов.

1.7. Ежегодно разрабатывать комплексные планы улучшения условий труда плавсостава и работников береговых объектов.

2. Генеральному директору управляющей компании «Истлэнд» ОАО «ВСРП» (Ерощенко С.В.):

2.1. Провести мероприятия по восстановлению озонаторных станций приготовления питьевой воды, установленных на теплоходах в соответствии с проектами судов, разработать график восстановительного ремонта и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

2.2. Решить вопрос с возобновлением работы бункеровщика-водолея ТНМ-34 на р. Ангаре.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Иркутской области совместно с руководителями предприятий водного транспорта принять меры по обустройству водопроводных гидрантов в районах массового судоходства с целью обеспечения экипажей и пассажиров речных судов доброкачественной питьевой водой.

4. Директору департамента здравоохранения администрации Иркутской области (Ушаков И.В.), директору департамента здравоохранения и социальной помощи населению г. Иркутска (Губанова И.И.), руководителям здравоохранения муниципальных образований принять меры по:

4.1. Выполнению приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 г. №83 (зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2004, регистрационный № 6015) и приказа МЗ СССР от 06.09.1989г. №511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства» в части организации системы контроля за качеством медицинских осмотров работников водного транспорта.

4.2. Обеспечению систематического обучения врачей, проводящих медицинские осмотры работников водного транспорта, по вопросам профессиональной патологии.

4.3. Повышению ответственности руководителей лечебно-профилактических учреждений за полноту и качество проведения медицинских осмотров работников водного транспорта, своевременность выявления профзаболеваний и направление стажированных работников (1 раз в 5 лет), а также работников с подозрением на профессиональное заболевание в центры профпатологии.

5. Начальнику отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории (Лужнов М.В.), начальникам территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области:

5.1. Повысить действенность государственного надзора за выполнением требований санитарного законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда и медицинского обслуживания работников водного транспорта.

5.2. Исполнить в полном объёме полномочия по применению мер административного воздействия за нарушения требований санитарного законодательства.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области Л.П. Нурсаянову.

П.К. КАУРОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное