издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Островский на все времена

Известный режиссёр Игорь Масленников заканчивает съёмки фильма «Взятки гладки»

Почти все газетно-журнальные материалы про режиссёра Игоря Масленникова начинаются так: «Создатель культового сериала «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Зимней вишни». Между тем мэтр нашего кинематографа снял фильмы «Сентиментальный роман», «Ярославна – королева Франции», «Что сказал покойник», «Письма к Эльзе», за которые получил немало престижных фестивальных призов…

Лучшей своей картиной он считает «Пиковую даму», снятую в 1982 году на «Ленфильме» по заказу Центрального телевидения. Работали на ней ленинградские суперпрофессионалы: оператор Юрий Векслер, художник Исаак Каплан. Звучит музыка Д. Бортнянского. В ролях – Алла Демидова (текст), Виктор Проскурин (Германн), Иннокентий Смоктуновский, Виталий Соломин. Старую графиню сыграла выдающаяся театральная актриса Елена Гоголева, никогда прежде не снимавшаяся в кино. Булат Окуджава написал в то время в «Литературной газете»: «Это беспретенциозное прочтение Пушкина мне дороже, приятнее иных режиссёрских ухищрений».

Игорь Масленников живёт между Москвой и Петербургом: преподаёт во ВГИКе, руководит своей студией «Троицкий мост» (Санкт-Петербург), снял новое кино – «Русские деньги» по мотивам пьесы А.Н. Островского «Волки и овцы»(2006 г.), «Ночные посетители» с Еленой Яковлевой в главной роли (2007 г.). Написал книгу «Бейкер-стрит на Петроградской». А ещё возглавил попечительский совет недавно образованной кинокомпании RWS, которая открыла филиал в Петербурге. С трудом поверишь, что человеку скоро 77!

После пьесы «Волки и овцы» режиссёр взялся за «Доходное место» (фильм будет называться «Взятки гладки»).

– Мы со сценаристом Владимиром Валуцким затеяли серию фильмов по Островскому, хотя сами не понимаем, кому это надо, – рассказывает режиссёр. – Ни один телеканал этим делом не интересуется. Похоже, там даже не подозревают, что у нас есть такой гениальный драматург, как Александр Николаевич Островский. А вот в театре его ставят охотно. В Москве, я специально подсчитал, Островский идёт в 18 театрах, причём во многих из них в репертуаре две, а то и три его пьесы.

150 лет прошло, как Островский написал «обличительную» комедию про чиновников канцелярии. Пьесой восхищался Лев Толстой, назвал её лучшей в творчестве драматурга. «Доходное место» имело громкий успех в театрах Москвы и Петербурга. Произведения великого автора и сегодня актуальны и злободневны, уверен Игорь Масленников. Классика есть классика.

Наиважнейшим периодом в режиссёрской работе он считает подбор актёров. «Надо точно собрать ансамбль, и тогда всё встанет на свои места», – его мнение. В новом фильме сыграли артисты – любимцы петербургских театралов. Олегу Басилашвили досталась роль господина Вышневского, главного взяточника. Его жену сыграла Елена Руфанова. Мария Кузнецова (Крупская в фильме А. Сокурова «Телец») стала чиновницей Кукушкиной. На роль чиновника Юсова Масленников пригласил Константина Воробьёва, не раз снимавшегося в его фильмах. Много молодёжи. Музыку, уже по традиции, писал постоянно работающий с режиссёром композитор Владимир Дашкевич.

Снимали картину в Петербурге – на улицах, в Петропавловской крепости, в Доме архитектора, Доме-музее Н.А. Некрасова.

Комедия Островского осовременена не будет. Новаторство «шиворот-навыворот», эксперименты с переодеваниями не нужны классическим произведениям, считает режиссёр.

В октябре фильм будет готов. С финансированием помогло московское правительство.

Уже осенью классик нашего кино возьмётся за новую работу – экранизацию пьесы «Свои люди – сочтёмся!». Съёмки начнутся зимой, поскольку история зимняя, действие её происходит во время Масленицы в Замоскворечье, на Воробьёвых горах. Пока неизвестно, где всё это будут снимать и какие актёры будут играть. Но уже есть название фильма – «Банкрот». Так когда-то сам Островский называл свою пьесу.

Фото Дмитрия КОЩЕЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры