издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всё – о кино

  • Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Для российского кинематографа 2008 год стал юбилейным. 100 лет назад режиссёр Александр Дранков по мотивам песни о Стеньке Разине снял фильм «Понизовая невольница», сенсационно представленный публике того времени.

В Иркутске родоначальником синема стал цирковой артист Дон Отелло, который сначала открыл кинотеатр «Иллюзион», а впоследствии сам снимал хроникальные фильмы. Проходили сеансы под стать аттракциону, на котором были и лекции о чуде, с каким придётся встретиться зрителям. Традиционным стало перед фильмом, который шёл 15-20 минут, выступление «тапёра» – музыканта, а после него – танцы и игра в «любовную почту». Стоимость билета для детей и дам составляла 50 копеек, а для мужчин – 75.

Все эти сведения можно узнать на выставке «Иркутская история синема», открывшейся в отделе истории областного краеведческого музея. Её автор Мария Снарская с увлечением рассказывает о том, как проходили сеансы, какого содержания были фильмы. Первым, конечно, был «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота» братьев Люмьер, считающихся изобретателями кинематографа. Они не просто изобрели подвижный аппарат, но и снимали кино, потрясающее публику всего мира. В Иркутске вслед за «Иллюзионом» открылся кинотеатр «Ягджоглу», названный по имени хозяина (сегодня это культурно-досуговый центр «Художественный»).

Афиши-аннотации рассказывали о содержании демонстрировавшихся фильмов, например, «Заложница любви» или «Пуля лишила разума». Рядом с афишей картины «Невеста любви» на выставке размещена фотография итальянки Лины Кавальери – актрисы, снявшейся в этом фильме. Надо заметить, Мария Снарская приложила немало стараний, чтобы разыскать в магазине «Антиквар» эту старинную открытку.

Была в то время и цензура, запрещающая фильмы, противные нравственности и благопристойности, а также призывающие к бунту. Безнравственными тогда считались ленты, на которых были сняты сценки в кабаре, где девицы танцевали фривольный канкан. Если и показывалось подобное кинозрелище, то только для мужчин, детям и дамам его смотреть не рекомендовалось. Вспоминаются объявления советского времени перед фильмами, которые детям до 16 лет смотреть запрещалось.

Из объёмных вещей выставки обращают на себя внимание киноаппараты конца XIX и ХХ веков. Первым, конечно, был фильмоскоп, внутри которого зажигалась свеча, а во время съёмок кинооператор крутил ручку. Техника развивалась быстро, и в последующие годы появились тяжёлые «Конвас», «Киев» и лёгкая домашняя кинокамера «Ломо-226». Большой интерес для публики представляет стереоскоп, стоящий на штативе. Глядя через линзы на две фотографии, можно увидеть объёмное изображение единого плана вида природы. Для работы стереоскопа на выставке эти фотографии художнику пришлось тщательно ретушировать.

По сравнению со старинными совсем другими кажутся афиши советского периода и последнего времени. Аннотаций уже нет, в советское время о фильме можно было судить по кадрам, изображённым на ней, сегодня – просто по фотографии, например актёра Пореченкова, который представляет себя и дочку, с которой снимался в фильме. На афише к фильму «Живи и помни», снятому по повести Валентина Григорьевича Распутина, указаны имена съёмочной группы.

Сто лет в истории Земли – миг. Для развития человечества и его изобретений – это век, начало которого кажется наивным и немного забавным, а конец ознаменован чудом техники, которой не устаёшь удивляться. Этот век представляет кино, и это ли не чудо!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры