издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мир видений, дум и грёз

Открытие первой персональной выставки иркутского художника Олега Маркуса в Доме-музее имени В. Рогаля подкупило сходством со спектаклем, поставленным по законам высокой культуры и подлинной заботы не о себе, любимом, а в первую очередь – о посетителях. Со вкусом оформленный пригласительный билет интриговал названием «Сны о чём-то большем», подкреплённым цветной иллюстрацией одной из картин. В фойе гостей ждал фуршетный стол с бокалами шампанского и фруктами, а в зале под сладкозвучный саксофон встречали две девушки в нетрадиционном наряде с элементами боди-арта.

Но тщательно продуманному антуражу отдаёшь должное, естественно, лишь при условии привлекательности самой выставки. А в этом ей не откажешь. От многолюдья в зале быстро сделалось тесно, возле работ клубились эдакие зрительские водовороты, и телевизионным операторам затруднительно было найти в этом пространстве свободный пятачок для своих треног. И всё подходили к автору с цветами и поздравлениями новые посетители, множа горку букетов. Как не согласиться с Михаилом Покровским, известным иркутским пианистом, лауреатом международного конкурса, который сказал на открытии:

– Олег Маркус, автор столь молодой и столь талантливый, подарил нам сегодня замечательный праздник. В его работах мы видим разнообразие стилей и тематических сюжетов, которые побуждают размышлять и домысливать, включая собственную фантазию. И очень интересные у него находки есть. Удачный творческий дебют художника, тем более в стенах Дома-музея имени Рогаля, является по-своему знаковым событием.

Слово произнесено: событие. И оно, это слово, тем более уместно, что состоялось открытие не просто выставки, а нового имени в художественном мире Приангарья. Писатель Борис Екимов на вручении ему Солженицынской премии сказал, что истинное предназначение художественных произведений – «писать и думать, читать и думать». Логично продолжить – смотреть и думать. Судя по представленным работам, Олег Маркус не только сам погружён в раздумья о взаимодействии, широко говоря, человека и природы в Космосе мироздания, но и других стремится подвигнуть к интеллектуальному сотворчеству, «чтоб не было застоя рассудка и души»:

– Психоделическая живопись, то есть влияющая на психику, не случайно увлекла меня. Это большое дело, у которого большое будущее. Мне кажется, сюрреализм максимально доступен из абсолютных стилей для мыслевосприятия. Молодёжь растёт, старается мыслить неординарно, и надо двигаться с ней параллельно. Надеюсь на понимание прежде всего тех, кто хочет осознать себя и своё окружение. Из океана обрушивающейся на человека информации он проносит в памяти через всю жизнь лишь единичные театральные постановки или фильмы, музыкальные композиции или картины, которые по-настоящему его взволновали и, может быть, в чём-то повлияли на его судьбу. Берясь за холст и краски, я сознаю, как это ответственно, и обращаюсь к зрителю, который от знакомства с моими работами, возможно, захочет даже поменять образ жизни.

Нешуточные, как видим, притязания. По-нынешнему – амбиции. Вряд ли они нуждаются в комментариях, поскольку их позитивное начало несомненно. И явно находит отклик среди публики, где преобладали молодые лица. Арт-менеджер Екатерина Романова относится к числу поклонников живописи художника:

– Это ярко, красочно, причём сочетаются абсолютно, казалось бы, несочетаемые образы, которые каждый расшифровывает индивидуально, видя в них что-то своё. Очевидна самобытность автора, вызывающего неожиданные ассоциации, абсолютно раскрепощённого, отрытого для всего нового, креативного. Чувствуется, что он много знает, много читает, интересуется психологией, древней культурой, взаимопроникновением конфессий… Нестандартный человек!

Понятно, что на празднике принято говорить хорошие слова. Но важно, чтобы они были ещё и искренними. Как, например, у предпринимателя Антона Ракитина:

– От выставки приятное впечатление. Мне 46 лет, и мне понятны чаяния поколения и на двадцать лет старше, и на столько же моложе. Этот сюрреализм мне по душе. То, что написал Олег Маркус, я, может, не стану покупать для интерьера, потому что мне больше нравится другая манера, ближе к реалистической. Но эмоции его работы вызывают. И радует, что у нас в городе есть художник, мыслящий по-своему, и мир он видит тоже по-своему.

Название картин («Сердце хорошего человека», «Ирония», «Железное небо», «Пробуждение ото сна», «Кто ушёл, тот обратно дорогу забыл» и т.д.) ничего не скажет читателю об их содержании. Справедливо воскликнул Александр Кушнер: «Нет, живопись, как музыка, как поэзия, не поддаётся пересказу». Тем, кто пропустил выставку, остаётся довериться мнению побывавших на ней. В частности, фотохудожника Александра Артемьева:

– Что меня зацепило и задело в работах Олега Маркуса – именно взгляд на жизнь. Каждая из них – это своего рода маленькая психологическая история про то, что с вами происходило. Или с вашими знакомыми. Все картины, как я это вижу, наполнены глубоким психологическим смыслом. Чтобы такие картины писать, человек, думаю, не то что должен быть ближе к Богу – Бог должен жить в его душе. Живопись этого художника достойна внимания людей и нужна им.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры