издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Где деньги лежат

Не могут разобраться ни вкладчики, ни сотрудники кооператива «Виват»

Очередной финансовый скандал, связанный с привлечением средств населения, произошёл в Иркутской области. На этот раз перед вкладчиками из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского провинился кредитно-потребительский кооператив граждан «Кредитный союз «Виват». Организация на этой неделе закрыла свои офисы в областном центре и Усолье. По предварительным подсчётам, она задолжала более 35 млн. рублей. На руководство кооператива уже заведено четыре уголовных дела, наготове пятое. Менеджеры предприятия-должника, как принято в таких случаях, обещают всё вернуть. Но перед этим бизнесмены собираются возвратить себе якобы украденное у «Вивата» имущество.

Появившийся в четверг в редакции «Конкурента» ветеран Великой Отечественной войны Иннокентий Беляев решил попробовать себя в качестве инвестора в прошлом году. В конце июля 2007-го он, посовещавшись с женой, вложил в «Виват» 10 тыс. рублей. А позже увеличил сумму взноса до 50 тысяч рублей – это пять его ветеранских пенсий. Ежемесячно, согласно договору, пенсионер получал по 1250 рублей – 2,5% от вложенной суммы. Деньги работали в течение семи месяцев, до марта этого года.

21 марта у пенсионера закончился срок договора с «Виватом», и Иннокентий Беляев пошёл получать расчёт. Дату выплат неоднократно переносили. Сначала называли июль, потом – октябрь. Ещё весной исполнительный директор «Вивата» Наталия Орлова заявила корреспонденту «Конкурента», что в отсутствии денег в кооперативе виноваты сами вкладчики: якобы они, испугавшись в феврале новости о прекращении выплат ангарским кредитно-потребительским кооперативом «Тренд», бросились забирать вклады из «Вивата». По словам Иннокентия Беляева, примерно то же самое в начале апреля сообщили работники «Вивата» и самим вкладчикам, которые обнаружили в кассе кооператива вместо кассирши составленные друг на друга стулья. «Нам сказали, что мы все ведём себя несознательно и из-за нас кассирша и уволилась», – сообщил Беляев.

Тогда в «Вивате» насчитывалось 1700 вкладчиков. По данным на середину мая, их количество сократилось до 1260. К лету руководство «Вивата» уже не смогло назвать ни точное число членов кооператива, ни сумму, которую он аккумулировал. Однако принялось за переоформление договоров – вместо прежних 30% годовых членам кооператива пообещали выплачивать по 18%. Но и переоформление не было закончено, так что теперь в «Вивате» ещё большие трудности с подсчётом кредиторов и сумм долга. Юрист «Вивата» Сергей Овчинников предположил, что иркутским вкладчикам кооператив задолжал «от 13 до 15 миллионов рублей», примерно столько же ангарским членам кредитного союза, «а в Усолье, ну не знаю, ну пусть будет около пяти миллионов». Неоднозначно Овчинников прокомментировал и вопрос о том, на какие проценты рассчитывать вкладчикам, если выплаты всё-таки начнутся: «Если они перезаключили договоры, то на 18%, а если нет, то, по логике, на 30%», – сказал он.

До сих пор члены «Вивата» не дождались ни этих процентов, ни возврата своих взносов. Зато в среду, 22 октября, несколько десятков иркутских членов кооператива «Виват», пришедших в иркутский офис за выплатами, обнаружили его закрытым. Охрана здания, где кооператив арендовал помещение, сообщила, что накануне из офиса были вывезены все вещи и документы. Отделение в Усолье-Сибирском тоже прекратило работу. Сергей Овчинников пояснил, что офисы кооперативов закрылись из-за того, что у организации нет денег платить за аренду. «Мы сами уже месяц зар-плату не получаем, при том что штат сокращён в три раза – до десяти человек», – посетовал юрист предприятия-должника.

Между тем, по информации исполняющего обязанности председателя иркутского Кировского суда Владимира Жданова, судом уже рассмотрены 102 исковых заявления, начавших поступать ещё в марте, от членов «Вивата» о взыскании с кооператива сумм личных сбережений и процентов. «Все они, конечно, удовлетворены», – заверили в Кировском суде. Исполнительный лист с решением о взыскании с «Вивата» суммы личных сбережений и процентов, натёкших за четыре месяца, есть и у Иннокентия Беляева. Документ вступил в силу ещё 22 июля. Однако судебный пристав Станислав Франштут, который занимался возвращением долга Беляеву, заявил, что всё имущество Иркутского отделения «Вивата» переписано на головной филиал. В Ангарске это заявление опровергают. «Иркутский офис зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо, – подчеркнул Овчинников. – Впрочем, счета всех трёх офисов всё равно арестованы и никаких денег у нас нет».

Юрист объясняет финансовые проблемы кооператива происками рейдеров. Имущество двух сельхозпредприятий, куда инвестировали деньги вкладчиков для получения дивидендов, оказалось в руках собственников, никакого отношения к «Вивату» не имеющих. Колхоз «Зверево» в Боханском районе два его учредителя «полностью переписали на себя, используя подложные документы», утверждает Овчинников. «Эти же люди обманным путём захватили поголовье поросят на ангарском предприятии «Виват Агро», – пожаловался юрист. В собственности у «Вивата» пока что остался ещё один колхоз – «Идеал» в Аларском районе, но и тут не приходится ждать дивидендов. «Я бы не стал сейчас продавать оттуда зерно, сейчас же всё дешевеет», – заметил Сергей Овчинников.

Начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями города Иркутска Александр Фёдоров сообщил, что сельхозпред-приятия сейчас проверяются сотрудниками правоохранительных органов и признаки нарушения прав одного из акционеров колхоза «Зверево» действительно есть.

Сейчас на головное отделение «Вивата» заведено четыре уголовных дела: два по статье 159 УК РФ «Мошенничество» и два по статье 189 УК РФ «Уклонение от налогов», сообщил Александр Фёдоров. По его словам, сейчас в Иркутске и Усолье проводятся экспертизы и все материалы по делу «Вивата» направляются в Ангарск. В скором времени дело будет передано в суд. «На днях будет принято правовое решение ещё по одному делу: в деятельности «Вивата» мы видим явное нарушение закона о потребительских кооперативах», – сказал Фёдоров, однако уточнять это заявление не захотел.

Сотрудники «Вивата», впрочем, считают, что их права тоже нарушаются. «Следствие изъяло у нас компьютерную технику и первичную документацию, мы уже полгода не работаем, – сообщил Овчинников. – Я уже жалобы в областную прокуратуру написал, и губернатору, и генеральному прокурору, и президенту даже. Правда, президенту не подробно. А что я буду ему подробно писать? Всё равно вернёт».

Привлечь внимание общественности решили и вкладчики «Вивата». В среду, обнаружив офис кооператива закрытым, они написали обращение с просьбой вмешаться в ситуацию в Правительство России и в Общественную палату Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры