издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С колёс на землю

Новые пошлины могут заставить автолюбителей отказаться от покупки машины

  • Автор: Лариса КОНСТАНТИНОВА

Компании, занятые в торговле аукционными автомобилями, ещё недавно отказывавшиеся от диалога с прессой, теперь охотно заговорили на темы, которые обычно называли «коммерческой тайной». Потому что если постановление Правительства РФ о введении новых пошлин на ввоз подержанных иномарок действительно вступит в силу, многим продавцам машин вообще не придётся говорить о коммерции. Уже в преддверии введения пошлин у иркутских бизнесменов осталось не более 10% заказов и персонала.

На прошлой неделе таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок в Россию повышались дважды. 9 декабря Правительство РФ повысило ставки для юридических лиц, а 12 – для физических. Постановления фактически уравняли значения пошлин для обеих категорий покупателей.

На иностранные автомобили старше пяти лет были введены заградительные пошлины. Плюсом к озвученному правительством

5–10-процентному повышению тарифов пришлось увеличение евросоставляющей. Теперь идея везти иностранную «семилетку» частному лицу станет не просто нерентабельной, а бредовой. Только за объём двигателя в 3001 куб. см перевозчик заплатит на таможне почти в два раза больше, чем до введения новых пошлин: вместо 9003 тыс. евро 17105,7 тыс. евро. Пошлина, например, на трёхлетнюю иномарку с бензиновым двигателем объёмом от 3001 куб. см для юрлиц повысится с 25% до 30%. А евросоставляющая – как минимум с 2,35 евро за куб. см до 2,8 евро.

«Все ввозимые машины подорожают в среднем на 30-40%, а некоторые и на 50%, – подсчитали в «Автосоюзе Байкал». – Так, автомобиль американского производства 2004 года с объёмом двигателя 4,7 литра станет дороже на 250 тыс. рублей. Это приведёт к тому, что стоимость машины, произведённой в 2003-2004 годах в Японии, приравняется к стоимости нового аналога, собранного в России». «Иномарка, которая раньше стоила триста тысяч рублей, будет стоить 550 тысяч, а автомобиль за 500 тысяч станет продаваться за 800 тысяч», – проиллюстрировал заместитель директора по продажам легковых автомобилей «Агентства японских автомобилей» Антон Алексеев.

Работа на рынке подержанных машин становится экономически невыгодной, считает экспертное сообщество. По мнению представителей аукционных фирм, с введением пошлин на ввоз подержанных иномарок продавать автокомпаниям будет нечего и некому. «Человек, например, копил себе на нормального «японца» 300 тыс. рублей, пришёл с этими деньгами, а ему говорят: «Иди ещё такую же сумму копи». Ну откуда у него столько денег?» – задалась вопросом финансовый директор «Агентства японских автомобилей» Наталья Очередина.

Пошлины + кризис

По оценкам предпринимателей, около 90% автолюбителей Иркутской области ездят на подержанных машинах. «Больше половины из них могут купить машину дороже, но не готовы копить», – считает генеральный директор группы компаний «Дримтрейд» и руководитель Иркутской региональной общественной организации автолюбителей

«GT-клуб» Алексей Белоусов. Игроки рынка дают различные прогнозы об изменении структуры спроса на иномарки, но в его существенном снижении в сегменте подержанных авто не сомневаются. «Это элемент несправедливой конкуренции, – убеждён один из местных автолюбителей Константин. – Очередная попытка сориентировать покупателя на АвтоВАЗ». Тем не менее бизнесмены далеки от мысли, что введением пошлин удастся стимулировать отечественный автопром. «Я конечно, патриот, но ездить на том, что выпускает сейчас АвтоВАЗ, не хочу, – говорит Алексей Белоусов. – Большинство покупателей иномарок скорее переключатся на более новые подержанные автомобили или на новые машины зарубежного производства более низкого класса». «Ещё недавно я думала о покупке аукционной Toyota, но теперь, наверно, придётся покупать Skoda Octavia – эти машины собираются в России», – рассказала иркутянка Наталья.

Между тем АвтоВАЗ недавно успел повысить ценник на свою продукцию и после Нового года собирается увеличить цены ещё на

2-3%. «Покупателям просто поднимают планку, – говорит Константин. – От того, что вырастут цены на отечественные машины, их качество не улучшится». С 2009 года поднимают цены на 5–7% Ford, Hyundai и Toyota.  

Положение фирм, торгующих подержанными автомобилями в Иркутской области, ухудшилось уже сейчас. «Покупательский спрос в декабре упал на 90%», – заявил Алексей Белоусов. По его словам, некоторые покупатели, как юридические, так и физические лица, ранее подписавшие договоры с его фирмой, сейчас расторгают их, объясняя это тем, что не потянут цены с поправкой на новые пошлины. «В связи с кризисом у многих возникли проблемы с платёжеспособностью, ведь в банках стало практически невозможно взять кредит», – говорит иркутский автолюбитель Сергей. Антон Алексеев рассказал, что в их компании в декабре не было заказано ни одной машины, и это при том, что до кризиса и введения пошлин в не самый удачный месяц продавалось по сто иномарок. Как результат – сразу после Нового года 95% сотрудников фирмы потеряют работу. «Вместо 50 человек мы вынуждены будем оставить пятерых», – сообщила Наталья Очередина. «У всех положение примерно одинаковое: в среднем 80-90% наёмного персонала придётся сократить», – обобщил генеральный директор «Айти Авто» Алексей Павлов. Никто из присутствующих руководителей фирм спорить не стал.

Между тем местный рынок частной торговли подержанными автомобилями никак не отреагировал на новые пошлины. По словам кассира-контролёра «Авторынка в рабочем» Сергея Турушева, и спрос, и предложение, и цены остаются на прежнем уровне. Люди – а частных перегонщиков в Иркутске, по оценке Турушева, не менее тысячи человек, – недовольны повышением пошлин, но дело не идёт дальше обсуждений. «Они просто ещё не сообразили, что их ждёт», – предполагает Сергей Турушев. По его мнению, сразу после вступления в силу новых ставок ситуация на автомобильном рынке не изменится: у продавцов останется какая-то доля непроданных автомобилей, которая сработает в качестве буфера и затянет осознание ситуации на месяц-два.

Относительно цен звучат разные прогнозы: по мнению Сергея Турушева и Алексея Белоусова, у уже завезённых авто они поднимутся адекватно пошлинам. «В Приморье цены уже выросли до уровня иркутских», – заметил Турушев. Алексей Павлов предполагает, что в краткосрочной перспективе автомобили без прогона по России, напротив, подешевеют. «Есть два фактора: пошлины и кризис. И кризис в этом случае доминирует», – убеждён Павлов.

Время – деньги

Новые ставки начинают действовать с 11 января 2009 года. Поэтому пока вся страна ведёт учёт, сколько дней осталось до Нового года, покупатели подержанных авто отсчитывают дни, оставшиеся до введения в действие новых пошлин. «Мы недавно приобрели на аукционе Escudo 1997 года, теперь вот торопим японских партнёров: нужно успеть растаможить машину до новогодних праздников, иначе её стоимость в 120 тысяч йен с учётом новых пошлин возрастёт до одного миллиона 180 тысяч йен», – рассказал сотрудник компании «Тотемо». В условиях, когда ничего ускорить или поменять уже нельзя, остаётся только тренировать нервы. Один из бизнесменов рассказал о знакомом, чей купленный автомобиль уже сейчас едет из Америки. Но будущий владелец точно знает, что до срока поднятия пошлин машина не успеет прийти. Знает даже сумму, которую придётся переплатить, – 200 тыс. рублей.

[dme:cats/]

Некоторые покупатели в таком случае предпочитают вообще отказаться от покупки. Алексей Белоусов говорит, что проблема, как быть с застрявшими на территории другой страны автомобилями, стоит сейчас перед многими покупателями. «Наши партнёры из Японии и Сингапура рассказывают о случаях, когда владельцы машин, не успевающих пройти таможню до введения пошлин, просто бросают свои покупки», – сказал он.

[title=»…»]
Пока местный рынок частной торговли подержанными автомобилями никак
не отреагировал на новые пошлины. По словам кассира-контролёра «Авторынка
в рабочем» Сергея Турушева, и спрос, и предложение, и цены остаются на прежнем уровне. Люди – а частных перегонщиков в Иркутске, по оценке Турушева, не менее тысячи человек, – недовольны повышением пошлин, но дело не идёт дальше обсуждений. «Они просто ещё не сообразили, что их ждёт», – предполагает Сергей Турушев. По его мнению, сразу после вступления в силу новых ставок ситуация на автомобильном рынке не изменится: у продавцов останется какая-то доля непроданных автомобилей, которая сработает в качестве буфера и затянет осознание ситуации на месяц-два.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры