издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лик изначальной красоты

По принципу «одна в другой» объединили на финише года в павильоне иркутского «Сибэкспоцентра» выставку «Мебель и дизайн» с выставкой художественного фотопортрета устроители. Логика очевидна: настоящее произведение фотоискусства способно стать самым изысканным украшением жилища.

Впрочем, то, что подлинно, имеет самостоятельную ценность вне утилитарного назначения. Не случайно вернисаж фоторабот, числом до полусотни, вызвал явно повышенное внимание посетителей. У этого стенда зрители задерживались подолгу, не скрывая интереса и удивления. Что вполне объяснимо. При виде такого разнообразия снимков и впрямь трудно с ходу поверить, что на каждом из них запечатлено одно и то же лицо.

Такова и была идея конкурса, проведённого перед тем по инициативе администрации города Иркутска: «Одна модель глазами разных фотографов». Конкурс художественной фотографии, посвящённый 100-летию Иркутского фотографического общества, состоялся в рамках программы поддержки среднего и малого предпринимательства. Объектом творческих поисков мастеров, пожелавших утвердить своё реноме, стала студентка Юлия. Она присутствовала на выставке и охотно отвечала на вопросы любопытствующих, которые не вдруг узнавали в ней ту прелестную особу, что сумела разбудить фантазию «фотоохотников».

– Собственно, в этом и заключалась сложность задачи, – подчеркнул в интервью председатель конкурсной комиссии, член Союза фотохудожников России Анатолий Бызов. – «Лик изначальной красоты», по слову поэта, не всегда явлен сам собой. Чем, на мой взгляд, выделяется лучший портрет выставки, принадлежащий Александру Артемьеву? Стилем, цветом, психологическим состоянием. А вокруг преобладают обычные, нормальные бытовые снимки. Это не супершедевр, но на их фоне данный портрет, безусловно, позволяет говорить о художественности. И дело вовсе не в формате. Например, второе место жюри присудило Михаилу Зыкову из фотоцентра «Сказка» за самую маленькую по размеру из серии его работ. Просто каждый технический приём должен быть точным и оправданным. Если этого нет, то даже самая крутая компьютерная обработка делает фотографию формальной. У кого-то фиксация, у кого-то надуманность, а нужен образ. Но не шоп!

– Чтобы просвечивала душа? Читались характер, судьба?

– Конечно! Сущность важна. Можно, уходя от плоского репортажа, сочинить любую постановку, но снять надо человека так, чтобы этих ухищрений не было видно. Где ты снимаешь, чем и как – никого не интересует. Притягивает тайна, некая магия. Вроде ничего особенного, но к хорошему портрету почему-то всех точно магнитом тянет.

Что верно, то верно. Хотя субъективность восприятия остаётся. Более того, оценка одного и того же произведения искусства у разных людей может оказаться абсолютно полярной. Вспомните остроумный комментарий Фаины Раневской на пренебрежительную реплику туристки в Лувре о шедевре Леонардо да Винчи: Джоконда за столетия своей жизни завоевала право самой выбирать, кому ей нравиться, а кому – нет.

В нашем случае у жюри разногласий не возникло, и на выставке состоялось вручение наград участникам конкурса. Диплом за третье место и денежная премия присуждены индивидуальному предпринимателю Петру Конкину. Благодарности мэра и денежной премии фотоцентра «Оригинал» удостоились его фотографы Владимир Баженов, Аркадий Глухоньких, Роман Луценко, Сергей Полоскин и Марк Рыбак.

Победитель же конкурса – индивидуальный предприниматель Александр Артемьев – занимается художественной съёмкой в собственной фотостудии. И хотя щёлкал на отцовский «Зенит» со школьных лет, а потом доброе десятилетие оттачивал зоркость в качестве эксперта-криминалиста Куйбышевского РОВД, куда его, заводского инженера-конструктора, послали по комсомольской путёвке, но сделать фотографию своей профессией он решился сравнительно недавно. Резким переходом из тьмы к свету называет Александр Валентинович эту смену деятельности. Но признаёт, что весь прежний его опыт не сводится к негативным впечатлениям от постоянного общения с задворками жизни. Артемьев и теперь ко всему относится с позиции эксперта. Включая свои конкурсные снимки, которые после выставки склонен оценивать более критично, чем даже жюри. Это помогло ему другими глазами посмотреть на работы коллег и выделить у каждого участника с точки зрения художественности хотя бы  по одному снимку. Дорога к совершенству – она ведь бесконечна!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры