издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не обвинять друг друга, а вместе искать выход

Открытое письмо журналисту Георгию Кузнецову

  • Автор: Рем ЛАТЫПОВ, ветеран БЦБК с 46-летним стажем работы

Уважаемый Георгий Иванович! Прочитал в «Восточно-Сибирской правде» от 13 ноября 2008 года вашу статью «Байкальский «форс-мажор» и решил поделиться своим мнением по поводу написанного вами.

Знаю вас давно и уважаю как журналиста, имеющего острое перо, умеющего живо, интересно и со знанием предмета писать о проблемах, которые волнуют многих. Одновременно, извините, не всегда уважаю за то, что иногда вам не хватает смелости объективно оценить и изложить события, особенно если это касается БЦБК.

К примеру, говоря о сбросах комбината в Байкал, все, в том числе и вы, всегда пишут, что «сбрасываются сотни тысяч кубометров промышленных стоков», но при этом то ли по незнанию, то ли умышленно (скорее последнее) пропускается ещё одно слово – «очищенных». «Промышленные стоки» и «очищенные промышленные стоки», согласитесь, не одно и то же.

Всем миром было признано, что на Байкальском ЦБК построены единственные (по тем временам) очистные сооружения,  очищающие промышленные сточные воды до степени, соответствующей стандартам питьевой воды. Сегодня они уже не единственные в мире, но очищающая способность их от этого не уменьшилась. После 36 лет работы комбината в 2002 году Министерство природных ресурсов Российской Федерации выпустило бюллетень «Экологическое состояние озера Байкал и меры по его охране». В этом документе есть и такие строки: «Самыми современными методами с участием ведущих зарубежных научных организаций не удалось выявить изменения концентрации тяжёлых металлов, главных ионов, видового состояния фитопланктонов. Пробы воды, взятые на расстоянии 4 км от БЦБК с глубины 400 метров, по своей чистоте превышают требования европейских стандартов. Популяция байкальского омуля не находится под угрозой. Численность нерпы в пределах точности учёта не изменилась».

Но эти официальные сведения о реальном состоянии озера неизвестны большинству населения, в том числе, похоже, и представителям властей разного уровня. Они черпают информацию из ваших публикаций в СМИ и от заявлений разных «зелёных» движений, многие из которых отрабатывают заказы своих «хозяев», старающихся устранить очередных конкурентов на рынке.

Вы прекрасно знаете, что, несмотря на работу комбината, уже более сорока лет озеро в своей основной массе пока остаётся чистым, и если есть загрязнение, то оно локальное, на небольшом участке, и дальше не распространяется. Только один раз вы в своей аналитической записке о концепции Программы по формированию положительного имиджа Байкала вскользь, осторожно упомянули, что «еще можно найти людей, понимающих, что реальная опасность комбината для уникальной экосистемы несколько преувеличена». Но эта записка была не для широкой публики, вам нечего было опасаться и можно было сказать то, что вы в самом деле думаете.

Сегодня, как известно, комбинат остановлен и более 60% его работников остались без работы. Я бы не хотел вступать в дискуссию на тему «кто виноват в создавшейся ситуации». Но одно можно сказать: действительно, управляющая компания не сумела произвести модернизацию производства, которая обеспечила бы рентабельную работу комбината в условиях замкнутого водооборота. Отказ от займа Всемирного Банка в 2005 году поставил крест на этих планах. Но обвинять руководство комбината в том, что не созданы альтернативные производства в городе – это, по меньшей мере, несерьёзно. В «Комплексной программе перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития Байкальска» были предусмотрены два блока мероприятий. Блок «А» – мероприятия, направленные на осуществление перепрофилирования комбината. И блок «Б» – мероприятия, обеспечивающие развитие Байкальска, предусматривающие создание альтернативных производств, не зависимых от БЦБК. И эти мероприятия, которые способствовали бы развитию Байкальска,  целиком были в компетенции администраций как Слюдянского района, так и самого Байкальска.

Что же оказалось на самом деле? Государственная экологическая экспертиза согласовала к реализации только первый этап программы перепрофилирования БЦБК – создание на комбинате замкнутого водооборота и строительство самостоятельных очистных сооружений для хозбытовых стоков города и предприятия. Эта часть программы выполнена. Что касается изменений в социально-экономической структуре самого Байкальска, то никаких шагов в этом направлении городские, районные, областные и федеральные власти не сделали.

Так что считаю, что все виновны в создавшейся ситуации. Чем заниматься взаимными обвинениями и выяснять степень вины каждого, лучше бы объединиться и сообща поискать выход. Недавно на заседании Законодательного Собрания Иркутской области было озвучено, что решение наконец найдено. Предложено  на базе Байкальского ЦБК производить деревянные дома, а также развивать в окрестностях Байкальска туризм. Но при этом не было сказано, что же  делать основной массе работников комбината и жителей города, пока новые производства будут создаваться. На это уйдет никак не меньше двух-трёх лет. Вывод напрашивается один: чтобы исправить упущения и дать возможность городу и району создать альтернативные производства, необходимо разрешить комбинату ещё несколько лет производить белёную вискозную целлюлозу, то есть на это время разомкнуть замкнутый цикл.

Если за 40 лет работы комбината Байкал в своей массе остался чистым, ещё несколько лет ситуацию не изменят, но социальные трудности будут преодолены. Все другие предложения требуют значительных инвестиций и, самое главное, времени, которого у нас нет. Каждый день всё более усугубляет ситуацию. Пока же с горечью замечу: вы и многие другие журналисты, всякие экологические движения  и «волны» добились своего – ещё один из немногих благополучных городов России обречён на деградацию и вымирание.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры