издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Больше креатива

Процесс вхождения в рабочий ритм после новогодних каникул в этом году осложнился кризисной темой. Для руководства предприятий, думаю, поиск приёмов для мобилизации персонала на работу становится нынче особенно актуальным. И не только потому, что люди зависли в негативных ожиданиях. А ещё и потому, что на все поставленные профессиональные задачи у подчинённых один ответ о невозможности их реализации по причине кризиса. Как мне кажется, мы слишком часто повторяем слово «кризис». Для начала надо наложить табу на эту тему, по крайней мере, на рабочем месте. И перевести её в плоскость профессионального обсуждения текущей ситуации. В противном случае будем иметь то, что имеем.

Приведу пример. БЦБК закрылся. Разве он закрылся из-за кризиса? Было совершенно очевидно, что всё этим закончится. Зачем мы друг друга обманываем? БЦБК закрылся, потому что он больше не нужен акционерам. Не случайно ведь Арбитражный суд Иркутской области не ввёл там внешнее управление, не начал процедуру банкротства. В доводах сторон – Минприроды и «Континенталь Менеджмента» – не усматривалось признаков предбанкротного состояния предприятия. А мы говорим, что БЦБК закрылся из-за кризиса. Враньё. И власть понимала, что БЦБК рано или поздно надо будет закрыть. Только почему-то оказалась не готова к этому. Ещё вчера надо было ответить на вопрос, как можно решить проблему БЦБК? Если мы будем использовать тривиальные подходы навроде постройки на площадке комбината лесопильного завода, эффект от реализации будет соответствующим. Нетривиальное решение должно быть. В своё время в Казахстане, когда Назарбаев понял, что теряет север, он принял решение о переносе столицы из Алма-Аты в Астану. Почему таким образом не решить проблему Байкальска, который с закрытием БЦБК имеет шанс стать Клондайком для туризма? Дайте людям землю под обязательства построить там рекреационные объекты. Это оживит не только Байкальск, но и строительную и лесную отрасли, переживающие серьёзный спад.

Пока же у нас проблемы, связанные с кризисом, решаются так. Сразу же создаётся антикризисная комиссия. Полтора десятка руководителей собираются и начинают, мягко говоря, «жёстко спрашивать» с такого-то банка, почему тот денег не даёт. Но для того, чтобы поговорить по душам с банкиром, комиссии не нужно. Сегодня банковский сектор как никогда ранее осведомлён о состоянии дел в бизнесе. Мы знаем, как торговать землёй, пивом, золотом, потому что вынуждены всё глубже погружаться в сферу деятельности своих клиентов.

Для меня очевидно: надо увлечь регион какой-то хорошей идеей. Сегодня в области простаивает несколько современных заводов по производству клеёного бруса. Почему бы властям не предложить населению целевую землю под строительство посёлков из этого экологичного стройматериала? Неужели у властей не найдётся миллиарда рублей на инфраструктуру? Выяснилось же при корректировке бюджета, что каждый год Иркутская область тратила 3 млрд. рублей на лесосохранение (это те деньги, которые уводились конкретными людьми под конкретные мероприятия, и никто ничего не сохранял). А если попробовать без откатов строить? В конце концов постройте и продайте по себестоимости. И сразу мы решим проблему с наполнением муниципального бюджета, потому что это налог на землю и налог на имущество. Времена, когда можно было зарабатывать ничего не делая, а только задирая цены, ушли. Сейчас как раз тот случай, когда, как справедливо сказал Евгений Чичваркин, жадность  – самый короткий путь к бедности. Конечно, это непроработанная идея. Но у нас ведь никаких идей не звучит.

[dme:cats/]

И ещё. Я убеждён, что на 70% кризис – эмоциональная проблема. Руководитель сегодня вдвойне организатор и вдохновитель. Я на себе поймал ситуацию: если первое лицо в миноре, то и, соответственно, весь коллектив будет в миноре. Настроение тут же передаётся по цепочке: к замам, начальникам отделов, а к обеду всему трудовому коллективу не то что работать – жить не хочется. Здесь задача руководителя – прийти на работу бодрячком, дать импульс к движению. Почему, когда говорят о кризисе, в числе первых антикризисных мер называют сокращения? Наоборот, задача руководителя – сохранить рабочие места. Мы хотим экономить на сотрудниках и не готовы  экономить на себе. Нам нужно думать  о том, как повысить эффективность компании через повышение эффективности работы. И я считаю, что сегодня главным стимулом  для наших сотрудников будет то, что мы сохраним рабочие места. Но для этого нужны более смелые креативные подходы.

Автор – председатель Байкальского банка Сбербанка России

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры