издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Cпасение состоит в концентрации власти»

В нынешнем году многие компании пересмотрят не только свои стратегии, но и структуру управления, считает ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ доктор экономических наук Леонид Евенко. Он полагает, что приходит время централизации власти. При этом собеседник «Конкурента» не советует спешить с применением в качестве антикризисной меры сокращения персонала.

– Какие действия в сфере управления бизнесом станут сейчас наиболее востребованными?

– Оптимисты говорят, что кризис не только угроза, но и возможность. Если раньше люди только говорили о переменах, то теперь они воплощают их в жизнь. Меняется ситуация, внешняя среда, менеджер тоже должен меняться, это неизбежно. Что должно произойти и что уже происходит с менеджментом? Думаю, что один из главных аспектов  работы руководителей предприятий сейчас будет связан с переосмыслением бизнеса. Нужно понять, что вы сегодня делаете в своей сфере и сможете ли продолжать зарабатывать деньги этим способом завтра. Нужно перестраивать стратегии. И первое, что нужно сделать, – исследовать рынок. Необходимо понять, как изменились потребности, поведение, ценности потребителей, чего он хочет сегодня и что он будет хотеть завтра. Полагаю, функция маркетинга – это то, что будет особенно востребовано. И речь идёт не просто о маркетинге с точки зрения продвижения каких-то продуктов на рынок, а в более широком смысле – о стратегическом маркетинге. Мне кажется, что сейчас довольно опасно понимать маркетинговую задачу узко. Лучше ориентироваться, конечно, на своего потребителя и убедить его иметь с вами дело дальше. Однако, если позволяют средства, не следует пренебрегать новыми возможностями для экспансии, новыми рынками, нишами.  А это уже стратегический маркетинг.

Второе крупное направление касается финансовой деятельности. Это, в частности, планирование издержек – cost controlling. Сейчас имеет большое значение не только то, какой продукт вы производите, но и с какими затратами. Здесь нужно учесть, что менеджмент не существует в изоляции. Он связан с производственно-техническими решениями: как пересмотреть технологию, как усовершенствовать производственные процессы, как повысить их эффективность и снизить затраты. Тут требуются специальные усилия, возможно, внешний анализ, который завершится разработкой определённых нормативов по затратам. Тогда станет ясно, в какой степени вы должны продолжать либо заморозить производство.

И только третьим моментом назову downsizing – сокращение персонала и экономию на заработной плате. Думаю, здесь не надо особенно форсировать, потому что можно потерять кадры, которые представляют для вас большую ценность. Сокращение должно основываться на определении потребности в персонале и, самое главное, сопровождаться переходом к определённому другому типу управления, основанному на централизации принятия решений. Значит, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и организационная структура. В любой организации есть «жирок», который можно снять быстро. Но сокращения не должны быть механическими. Потому что косвенные потери от таких сокращений могут быть велики. Людей целесообразно  переводить на неполный рабочий день и маленькую зарплату, поручать им какие-то разовые работы, послать людей учиться, чтобы после, возможно, задействовать их в новой сфере. При этом люди сами должны понимать, что кадровые меры неизбежны. Надо готовиться к плохим временам. А они, как принято считать, начнутся в марте-апреле: уменьшатся спрос и возможности зарабатывания денег.

Ещё один аспект – возможные стратегические альянсы, поглощения. Наверное, сейчас можно привлечь серьёзных партнёров низкой стоимостью своих акций, как это сделал КАМАЗ. Момент слияний и поглощений имеет серьёзное значение, начиная от просто сотрудничества, заканчивая альянсами и слияниями.

– Должна ли измениться роль собственников? Должны ли собственники вернуться к оперативному управлению?

– Общая тенденция: в период кризиса спасение состоит в централизации, концентрации власти. В большинстве предприятий собственники контроль над управляющими могут действительно усилить.

– Не получится ли так, что в этот период на рынке труда появятся менеджеры, принадлежавшие к высшему звену?

– Получится. Особенность момента состоит в том, что высвобождаться будут руководители и достаточно серьёзного уровня. Это будет интересно для тех, кто собирается создавать новый бизнес. Укомплектовать новое предприятие квалифицированными кадрами будет намного проще.

– Какая отрасль сейчас располагает к инвестированию с целью создания новых бизнесов?

– Инвесторам виднее. Это могут быть отрасли с достаточно стабильным спросом, к которым традиционно относятся пищевая индустрия и аграрно-промышленный комплекс, производство в сегменте массовых потребительских товаров, ну, может быть, класса middle (очень немногие сегодня  будут тратиться на товары premium класса). К примеру, молокозаводы очень хорошо себя чувствуют и даже инвестируют новые программы, потому что люди в нынешних условиях будут больше потреблять молока, а мяса и разных экзотических блюд – меньше. Из собственно отраслей тяжёлой индустрии не видно тех, кому может быть комфортно. Теоретически в обозримом будущем энергетика может быть достаточно привлекательной отраслью, некоторое падение спроса даст ей паузу для обновления основных фондов.

– В сфере бизнес-образования уже наблюдается рост спроса?

– Мы пока ничего такого не наблюдаем. Весенний набор слушателей покажет. Не думаю, что на дорогие программы типа МВА народ валом повалит. Это маловероятно. У людей не так много денег в запасе. Короткие программы с ярко выраженной антикризисной тематикой, рассчитанные на 100-200 часов, могут представлять интерес. Если у человека есть средства и время, стоит посвятить год и больше обучению. При этом карьерное будущее должно быть более определённым. Чему учиться? На чём специализироваться? Лучше всего, если вы будете представлять, куда вы пойдёте работать после кризиса. Есть такой миф, основанный на западных выкладках, что во время кризиса люди больше и дольше учатся. Но у них и денег побольше (а бизнес-образование – удовольствие не из дешёвых), и образовательные кредиты доступнее. Наши российские люди настроены, конечно, на то, что в вопросах оплаты образования им будет кто-то помогать. Может, где-то так и будет. У нас кое-что финансирует правительство Москвы. Но я не думаю, что это магистральное направление, нормальный образовательный бизнес должен продемонстрировать способность к своему выживанию.

– Вы не ожидаете, что государство включится в финансирование бизнес-образования?

[dme:cats/]

– Пока об этом на федеральном уровне ничего не слышно. Есть президентская программа подготовки кадров. Она теперь переориентирована на социальный сектор. Есть ещё какие-то идеи. Но насколько это изменит ситуацию, не совсем ясно. Честно говоря, ждать, что кадры для бизнеса будут готовить за бюджетные деньги, когда везде идут сокращения, не совсем логично. Думаю, что имело бы смысл организовать разработку программ, востребованных рынком, по темам: что делать с финансами, что делать с рынками, что делать с персоналом. И государство могло бы к этому подключиться. Не обязательно федеральные власти. У них достаточно трудно с этим, нужно принимать специальный указ президента, постановления правительства. Это можно сделать на региональном уровне. Мне кажется, что местные власти могут посмотреть, каких кадров не хватает, и организовать их подготовку, если необходимо, поддержать местные школы бизнеса даже материально.

Интервью взяла Наталья ГАВРИЛОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры