издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ножницы работодателей

Жители региона, которым посчастливилось выйти с новогодних каникул на прежнюю работу, с удивлением недосчитываются льгот. Сокращение соцпакетов уже произошло на нескольких предприятиях Иркутской области. Режут всё – от дополнительных дней отпуска до путёвок в санаторий. Зарплаты уже нанятых сотрудников работодатели официально пока не снижали, зато заметно уменьшили жалованья на вакантных местах. По оценкам рекрутинговых агентств, предлагаемый оклад по некоторым позициям упал за последний месяц на 30-40%.

Начальнику отдела маркетинга в Иркутске к новому году пришлось снизить свои ожидания по зарплате с 40-50 тыс. до 25 тыс. рублей, рассказала заместитель директора агентства «Профессионал» Татьяна Калугина. Работодатели «подрезали» зарплаты в основном топ-звену: с осени управленцы потеряли в окладе до 40%. Больше всех пострадали менеджеры по продажам: компании оставляют им либо процент от продаж, либо, наоборот, только «голый» оклад. По информации консультанта агентства «Левобережье»  Марины Кабанцевой, теперь эти специалисты получают максимум 18 тыс. рублей вместо 25-30 тыс. рублей.

Свои «аппетиты» были вынуждены скорректировать работники ритейла и оптовой торговли, в особенности продавцы стройматериалов и оборудования. Значительное уменьшение жалованья наблюдается у бывших лидеров роста – офисных служащих:  IT-специалистов и офис-менеджеров, отмечают рекрутеры. По наблюдениям консультанта кадрового агентства «Практик» Татьяны Брюхановой, из-за кризиса и сокращения числа предложений соискатели уже готовы рассматривать вакансии с десятипроцентным снижением зарплат и переходить из топ-менеджмента в среднее звено. «Хотя ещё не было случаев, чтобы, например, с должности коммерческого директора уходили на менеджера по открытым продажам», – отметила она.

Работодатели пока не рискуют официально срезать жалованья уже нанятых сотрудников. Номинальная и реальная зарплаты ещё в ноябре, по данным Иркутскстата, продолжали расти –  на 1,9 и 2,5% соответственно. Хотя  темпы роста замедлились примерно на 4-5% по сравнению с предыдущими месяцами 2008 года. В поисках обходных путей некоторые компании перестали выплачивать «серую» часть зарплаты.

К примеру, на одном из иркутских телеканалов жалованье сократилось сразу на треть: журналистам  просто не выдали «серую» часть за ноябрь и декабрь, а в январе отправили в неоплачиваемый отпуск. Работники культуры тоже столкнулись с косвенным снижением зарплат. По словам председателя профильного профсоюза Любови Хижаевой, из-за низкого жалованья люди были вынуждены работать сразу на нескольких ставках, а сокращение вакансий лишило таких сотрудников существенной части заработка. На Усть-Илимском лесопильно-деревообрабатывающем заводе, наоборот, за ту же зарплату мастеров нагрузили дополнительными обязанностями по рабочим специальностям, рассказал председатель Иркутской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Сергей Филатов.

Сэкономить на рабочей силе предприятия пробуют за счёт сокращения льгот. В топ-звене уменьшаются или исключаются расходы на мобильную связь, обучение и перелёты бизнес-классом. У работников заводов сокращают соцпакеты. В комитете по труду Иркутской области сообщили, что перед новым годом в регионе были перезаключены не более полутора десятков коллективных трудовых договоров из 4 тысяч, однако уточнить конкретные предприятия в комитете не смогли. «Документы регистрируются в муниципалитетах по месту нахождения предприятий. Впрочем, мы пока не заметили серьёзных изменений соцпакетов», – отметили чиновники. В комитете также не зафиксировали уменьшения льгот по трудовым соглашениям, которые заключаются  сразу на нескольких предприятиях одной отрасли. К примеру, улучшение социальных программ предусмотрено в «Востсибугле» и на предприятиях ЖКХ города Саянска. Впрочем, в комитете полагают, что в дальнейшем соцпакеты неизбежно будут урезаться из-за кризиса. «Но коллективу в любом случае хуже остаться без работы, нежели без льгот», – уверены в структуре.

Заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин согласен с тем, что перезаключение коллективного трудового договора с менее выгодными условиями является временной мерой для сохранения рабочих мест на предприятии. «Для того чтобы оспорить изменения в контракте, профсоюз должен обладать информацией о финансовом положении компании, но обычно это коммерческая тайна. Так что, как правило, у людей нет возможности опротестовать новые условия контракта», – полагает Лукин.

Как сообщил председатель Иркутской областной организации горно-металлургического профсоюза России  Михаил Воробьёв, изменилось содержание соцпакетов на Братском и Иркутском алюминиевых  заводах (БрАЗ и ИркАЗ входят в РУСАЛ). Перед новым годом на предприятиях были внесены корректировки в коллективные трудовые договоры. Из контракта исчезла индексация зарплат, то есть их реальный рост. Плюс были исключены дополнительные оплачиваемые дни отпуска. Кроме того, льготные путёвки в санатории по добровольному медицинскому страхованию на БрАЗе теперь получают только люди рабочих специальностей. По информации пресс-службы БрАЗа, произошли изменения планируемых социальных программ, в частности, перестали проводиться спортивные и культурные мероприятия. «В условиях общемировой экономической ситуации, когда цена на алюминий достигла своего исторического минимума, приоритетной задачей руководства БрАЗа является сохранение трудового коллектива, уровня и сроков выплаты заработной платы», – пояснили на заводе.  По словам Воробьёва, изменения в договор приняты не более чем на один год, причём возможно возвращение всех льгот при стабилизации экономической ситуации. «Серьёзных конфликтов из-за изменений не было, до акций протестов не доходило, но в перспективе они не исключены, когда люди реально потеряют зарплату и работу», – отметил Воробьёв.

Сокращение соцпакета зафиксировано и у работников связи. По информации руководителя Иркутской областной организации общероссийского профсоюза работников связи России Татьяны Астафьевой, компания «Сибирьтелеком» убрала из трудового соглашения пункт о выплате дополнительных окладов уволенным сотрудникам (ранее сверх установленных законом выплат компания выплачивала ещё 2-3 оклада). О прекращении действия коллективного трудового договора в одностороннем порядке в конце прошлого года объявило руководство областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ). Впрочем, зарплат связистов кризис пока не коснулся: в октябре жалованье сотрудников отрасли выросло на 10-20%. У энергетиков, работников торговли и агропромышленного комплекса, как рапортуют в профсоюзах, «пока всё хорошо». Впрочем, коллективный трудовой договор энергетиков был рассчитан до конца прошлого года. Теперь им предстоит утвердить новое соглашение, в котором предусмотрено улучшение условий.

[dme:cats/]

В перспективе падение объёмов работы спровоцирует и снижение зарплат, а затем и новые увольнения, уверены в профсоюзах. К примеру, в «Иркутскгеофизике» рабочий день был сокращён на два часа, сообщил председатель профильного профсоюза Герман Ларичев.  Геологам задерживают жалованье за ноябрь и декабрь. Ожидают снижения и угольщики. «С учётом того, что объёмы производства продолжают падать, угольщикам вскоре снизят и зарплату», – уверен председатель областного профсоюза угольной промышленности Владимир Бархатов. Сократили продолжительность и количество рабочих дней на Иркутском мясокомбинате, рассказывают сотрудники. На предприятии данную информацию оставили без комментариев.  По словам Филатова, сотрудники Усть-Илимского ЛДЗ тоже перешли на сокращённый рабочий день. Собеседники «Конкурента» опасаются повторений ситуации с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом (БЦБК), где увольняющемуся персоналу сначала срезали все бонусы, а теперь задерживают зарплату.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры