издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автопортрет

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ

Он ушёл из жизни неожиданно, внезапно. Буквально за несколько дней до своей кончины Алексей Лукьянчиков закончил «Автопортрет» и написал другу Анатолию Лиманскому письмо, в котором в сжатой форме раскрывает свой замысел.

Читателям «Восточно-Сибирской правды», как, впрочем, и многим другим иркутянам, хорошо знакомо творчество этого самобытного художника.

Алексей Васильевич был и постоянным автором «Восточки», он писал блестящие статьи и очерки о смысле творчества, братьях-художниках, отстаивал принципы народности в искусстве. Он терпеть не мог разных модернистских выкрутасов. Ибо он сам был художником от Бога, художником с большой буквы. В ушедшем году Алексею Васильевичу исполнилось бы 75 лет.

Недавно один из ближайших его друзей, коллега по работе в проектно-изыскательском институте «Иркутскгипродорнии», где Лукьянчиков работал художником-дизайнером, Анатолий Лиманский заглянул в редакцию «Восточки» и передал последнее письмо художника. Приведём несколько выдержек из послания другу.

«И хотя я свою  композицию назвал «Автопортрет», по жанру она, конечно, не портрет, а картина-панно, картина-коллаж. Ведь если портрет – это образ и судьба одного человека, то моё произведение – это образ и судьба целой страны, судьба миллионов граждан СССР – в осознании своего «я», в моём субъективном отражении.

Картина «Автопортрет» отражает отрезок истории России от революции до революции. От социалистической 1917 года, освободившей народ от буржуев, до переворота 1993 года, вновь посадившего буржуазию на шею народа».

«На холсте, – читаем далее в письме, – автопортрет окружён двадцатью двумя сюжетами из социальной, политической и культурной жизни страны. Именно эти сюжеты и эти этапы из истории СССР и сформировали моё авторское мировоззрение и определили мою авторскую позицию художника. А она такова: у российского капитализма, где так бурно и нагло расцвели безнравственные пороки – спекуляция, проституция, наркомания, бандитский беспредел, – нет будущего. Будущее за общественным строем с мудрым нравственным законом: кто не работает, тот не ест.

А дата создания картины определена не тем, что этот год сам по себе знаменателен и является историческим рубежом столетий и тысячелетий, а потому, что власть, ограбившая народ и вмиг разбогатевшая к 2000 году, опрокинув трудящихся в безысходную нищету, окончательно превратила Россию в рабыню-донора, где насосом стал вездесущий доллар. Июль, 2002 год».

Конечно, можно в чём-то соглашаться с мнением художника, в чём-то не соглашаться, одно неоспоримо: эти строки написаны человеком неравнодушным, человеком честным и не ангажированным, патриотом своей страны. Художником, для которого боль страны, её проблемы были и его болью. Публикуя репродукцию картины, посмертное письмо Алексея Лукьянчикова, мы отдаём дань памяти этому незаурядному человеку.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры