издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особенности национальной инфляции

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

Об инфляции принято судить по изменению цен на потребительском рынке. Но она охватывает практически все сферы деятельности, проявляясь по-разному. Цены меняются неравномерно: от редкой дефляции (снижения) до стремительного роста, с ускорением или замедлением этого процесса.

Цены на товары и услуги для населения в течение минувшего года выросли в среднем на 14,9%. Это выше результата 2007 года (12,2%). Менее всего подорожали непродовольственные товары, без которых порою можно обойтись, средний рост – на 10,3%. Продовольствие и сервис подорожали почти в равной мере – соответственно на 18,6% и 18,0%.

Ускоренными темпами дорожали мясопродукты (на 24%), макаронные изделия (на 29%), крупа (на 38%), а также услуги общепита (на 21%). Цены на молочную продукцию, масло и жиры в течение года стали выше на 19%. А цена на яйца и сахар в минувшем декабре была лишь на 2-3% выше, чем годом ранее. Стоимость этих продуктов подвержена сезонным колебаниям и после резкого роста затем неоднократно (хоть и не столь значительно) снижалась. Впрочем, психология потребителя такова, что на фоне общего подорожания немногочисленные позитивные моменты в памяти не остаются.

Из непродовольственных товаров рекордсменами подорожания можно считать моющие и чистящие средства, табачные изделия, печатные издания и медицинские товары, по сравнению с декабрем 2007 года выросшие в цене на 16–20%. При этом, благодаря насыщенности рынка телерадиотоваров, их средняя цена поднялась лишь на 2%.

Резкое снижение мировых цен на «чёрное золото» оказало весьма сдержанное влияние на уровень внутренних цен на нефтепродукты. Долгое время дорожавший бензин в последние месяцы снижался в цене (например за декабрь – на 9,4%), но он всё-таки дороже, чем в конце 2007 года (на 3,5%).

В сфере сервиса ценовой рекорд принадлежит ветеринарным услугам, спрос на них со стороны владельцев породистых домашних питомцев спровоцировал прибавку в цене на 34%. Услуги туризма, пассажирского транспорта и санаторно-оздоровительные в течение года стали дороже на 26–28%.

Если на начальном этапе рыночных преобразований общую инфляцию стимулировал быстрый рост цен в промышленном производстве, то сегодня производители промышленных товаров невольно утратили роль ценового катализатора. В условиях финансового кризиса мировая конъюнктура складывается не в пользу предприятий, ориентированных на экспорт. Упавший спрос зарубежных потребителей сырьевой продукции вынуждает снижать цены. А начиная с сентября и обрабатывающие производства  уступают свою продукцию по всё более низким ценам. В результате ценовой индекс в промышленности в декабре 2008-го к декабрю 2007 года более чем скромный – 101,6%.

Не страдают ценовым аппетитом предприятия связи. За счёт стремительного расширения сети абонентов снижаются тарифы беспроводной связи. Возникшая конкуренция вынуждает прибегать к подобным мерам и операторов традиционной телефонной связи, городской и междугородной. В целом услуги связи для коммерческих и бюджетных организаций в течение года стали дешевле на 5,2% (после прошлогоднего роста на 12,3%).

Сельхозпроизводители, ранее проявлявшие скромность в вопросах установления цен, в минувшем году увеличили их на 18,7% (в 2007 г. – на 12,8%). Наибольший рост отмечен на продукцию растениеводства (на 38,5%), особенно овощи (на 60,2%).

[dme:cats/]

Весьма заметно подорожала продукция строителей – на 20,6% (годом ранее – на 23,5%). Хотя в последние 2 месяца зафиксировано некоторое снижение, частично обусловленное небольшим удешевлением основных стройматериалов (кирпича, цемента, стекла). Кратковременное снижение цен имело место также на приобретаемые строительными организациями линолеум и керамическую плитку.

Тарифы на грузовые перевозки меняются нечасто, месяцами сохраняя стабильность. В 2008 году ценовой маховик грузового транспорта ускорил своё вращение: цены выросли на 25,5%, тогда как в декабре 2007 к декабрю 2006 г. – на 8,6%. В течение года дважды менялись тарифы на водном транспорте, в результате они повысились в 1,5 раза. Доставка грузов по железной дороге подорожала на 24,2%, водным транспортом – на 16,2%, автомобильным – на 8,9%.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер