издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эффект интеграции

Губернатор посетил Белореченское агрообъединение

Продовольственный рынок Южного Приангарья трудно представить без продукции Белореченского агрообъединения. Коллеги-птицеводы называют его «монополистом» в области производства яиц в хорошем смысле слова. О молочной продукции предприятия давно идёт добрая молва. Солидный вклад вносят также картофелеводы и овощеводы. А что касается эффективности производства, то призовые места в рейтингах 300 лучших сельхозпредприятий России говорят сами за себя.

Анализируя успешную работу аграрного флагмана, кое-кто из завистников, может быть, и вспоминает старую поговорку о том, что богатому чёрт люльку качает. Другие же в начальный период рыночных реформ заявляли: «Что птицеводам не жить – они по мировым ценам яйца продают». Продавать-то продают, но в середине 90-х этому предприятию пришлось идти на «совет с народом». Вопрос был поставлен ребром: или  повышаем зарплату, или… затянем пояса, чтобы развиваться дальше. «Народ» выбрал второе. И не пожалел. Началась мощная модернизация отрасли вплоть до перехода на  совсем иной кросс (породу) птицы, отличающейся исключительно высокой продуктивностью.

Однако жизнь не стояла, она  подбрасывала новые задачи, и одной из главных становится  обеспечение птицефабрики  кормами, а основу их, как известно, составляет хлеб. Лидер птицеводства принимает вызов времени и глубоко погружается в земные заботы, точнее – в земельные. Формируется крупнейший агрохолдинг, куда вошли почти все бывшие совхозы и колхозы Черемховского района. Теперь от Саянских предгорий до студёных вод Ангары раскинулась белореченская «империя».  В последние два года агрообъединение производит свыше 120 тысяч тонн зерна, получая с каждого гектара более 30 центнеров.

Оценивая достижения крупнейшего агрохолдинга, губернатор Иркутской области Игорь  Есиповский во время недавней поездки в «Белоречку» сказал:

– Честно говоря, я поражён  возможностями сибирского земледелия. Приятно удивлён  масштабностью и серьёзностью подхода.

Это был второй визит губернатора в «Белоречку». На этот раз вместе с Игорем Есиповским прибыла большая группа специалистов областной администрации и министерства сельского хозяйства, депутатов Законодательного Собрания. Приведём  лишь некоторые цифры. Агрообъединение  производит 545 миллионов яиц, 26 тысяч тонн молока, 126 тысяч тонн зерна, немало мясных полуфабрикатов и другой продукции. Давайте посмотрим, как конкретно кормит «Белоречка» жителей Приангарья.  После несложных расчётов получается, что один работник (а здесь трудятся 3280 человек) обеспечивает яйцами примерно 830 едоков, молоком – 34, картофелем и овощами – около 100, и так далее.

– Для нас очень важна поддержка администрации области и Законодательного Собрания, – отмечали генеральный директор «Белоречки» Гавриил Франтенко и первый заместитель Татьяна Пухмахтерова. – Без их помощи не удалось бы создать такое предприятие, и мы не смогли бы подняться на высокий уровень.

Игорь Есиповский, в свою очередь, заявил:

– Я очень доволен тем, что у нас есть не сельхозпроизводители первичного уровня,  а мощное производство, где не ставится задача получения максимальной прибыли и сиюминутного экономического эффекта. Здесь ставятся задачи серьёзные, на длительную перспективу. Это оснащение самым современным технологическим оборудованием, получение высококачественных продуктов.

Приятно удивила первая часть заявления. Впервые, на мой взгляд, расставлены такие акценты. Отдано предпочтение не личному подсобному хозяйству, не мелкотоварному производству и средним по размеру хозяйствам, использующим технологии двадцатилетней давности, а именно новым, самым современным формам организации производства.

У этого вопроса, кстати, большая предыстория. Как известно, в начале ХХ века сельское хозяйство во всём мире  считалось отраслью трудоёмкой. В послевоенный период в США, несколько позднее в Западной Европе  начался процесс его индустриализации. Теперь же об аграрном секторе говорят как о капиталоёмкой и наукоёмкой сфере. Наша страна ещё в 60-е годы встала на путь перевода аграрного сектора на промышленную основу. Именно тогда началось строительство птицефабрик (которые отличались  высочайшей производительностью труда), затем возводятся крупные свинокомплексы (типа Усольского), одновременно стали создаваться молочные комплексы (с которыми было уже гораздо больше мороки) и комплексы по откорму скота или по производству говядины. На посевах зерновых используется так называемая технологическая колея, и так далее.

К сожалению, в смутное время реформ развернулась кампания по дискредитации научно-технического прогресса в аграрном секторе. Началась идеализация, с одной стороны, общинной и патриархальной форм хозяйствования, с другой – возвеличивание модели западно-европейского фермерства. Прошли годы, однако та идеализация старого, примитивного сохранилась среди части экономистов, публицистов и рядовых граждан. И потому мы вынуждены продолжать  спор на тему: какой крестьянин лучше – вчерашний с вилами в руках или завтрашний с компьютером на столе?

Пока Россия спорила и разбиралась, западный мир всё дальше двигался вперёд. Там уже ставят  космическое оборудование на службу земледелию, внедряют последние достижения биотехнологии, на животноводческих фермах компьютер правит бал. При этом формируются мощные интеграционные системы АПК, где ведущую роль играют транснациональные компании. И вот результат: наши поля заброшены, запущены, скот вырезан, а из-за рубежа широким потоком идёт к нам импорт. Личное подсобное хозяйство? Но многих ли может прокормить мужик с вилами в руках? Свою семью да пару близких родственников в городе.

Первым на путь интеграции в Приангарье встал СПК «Окинский». Первый шаг сделал в конце 80-х, второй  – в начале 90-х годов. «Белоречка» двинулась по этому пути позже, но её движение оказалось  стремительным и мощным. Интеграция с предприятиями Черемховского района предотвратила деградацию и гибель одних хозяйств и вернула к жизни уже почивших в бозе. Но, едва освоив технологии  традиционного земледелия, здесь круто развернулись в сторону новой системы, используя самую современную технику, обладающую поразительной производительностью.  Вскоре и в других районах пошёл процесс интеграции. Там он тоже сопровождался возрождением пашни, восстановлением ферм. Поэтому во время встречи невольно возник  вопрос: предполагается ли в дальнейшем поддержка и расширение интеграционного процесса с тем, чтобы в зону воздействия его вошло как можно больше линейных хозяйств?

– Коротко скажу: да, – ответил Игорь Есиповский. – Это одно из важнейших направлений. Это не только увеличение занятости населения и дополнительные возможности получения дохода людьми, которые имеют желание жить и работать на селе. Но это ещё и увеличение объёма поставок высококачественной натуральной продукции на прилавки магазинов. Мы должны обеспечивать себя полным набором продуктов питания. Вопросы продовольственной безопасности являются чрезвычайно актуальными. То, о чём вы говорите – расширение зоны влияния производственных площадей и включение дополнительных территорий  в этот анклав, – это одна из  задач, которые мы будем решать вместе с такими хозяйствами, как «Белореченское».

Истины ради следует отметить, что создание вертикально интегрированных систем на Западе, монополизация производства продуктов питания среди прочих целей преследует и повышение эффективности агробизнеса. Когда в одних руках сосредоточены производство, переработка, транспортировка и торговля, то велико искушение оторвать цену от себестоимости и получить более высокую прибыль. А какая ситуация у нас,  конкретно в том же «Белореченском»? Не собирается ли объединение, как один из ведущих производителей, повышать цены в этой непростой обстановке?

– Отлично понимаем, какие времена сейчас наступили; видим, что  часть населения, из числа низкообеспеченных слоёв, испытывает трудности, – признал Гавриил Франтенко. – Мы обсудили с губернатором проблемы, которые перед нами стоят. В первом квартале на главные продукты – молоко, мясо – цены удержим. Тем более что в ассортименте нашей продукции есть товары, которые имеют большую социальную значимость.

Одним из самых больных вопросов остаётся финансирование аграрного сектора. Он настолько острый, что никто из журналистов не отважился его задать. Но Игорь Есиповский всё же озвучил свою позицию:

– Мы очень внимательно будем смотреть на эффективность работы хозяйств. Принципа  «помогать всем» не будет. Мы окажем помощь только тем, кто хочет эффективно работать, тем, кто эффективно расходует каждый бюджетный рубль. И будем за это жёстко спрашивать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры