издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорогой надежд и тревог

«Дом окнами… в равнодушие». Так красноречиво назвала в своё время «Восточка» памятную статью о Доме-музее А. Вампилова. Многое ли изменилось с тех пор? Этот вопрос волнует всех, для кого имя драматурга-земляка, обретшего мировое признание, стало предметом гордости. А исчерпывающий ответ, заведомо известно, можно получить только у Галины Солуяновой – человека, истово и неустанно служащего по зову и велению души увековечению памяти Александра Вампилова на его малой родине.

– Галина Анатольевна, на фоне нынешнего обвального негатива хочется услышать что-то хорошее, радостное. На старте года привычно ведь ждать лучшего впереди.

– Ох, боюсь вас разочаровать. Но начнём всё-таки с позитива. Вы вот с порога обратили внимание на цветы, чистые полы, дух обжитости первого этажа. Атмосферу намоленности этого здания соблюдает коллектив, хоть он совсем крохотный пока, отдела областного краеведческого музея: Дом-музей Вампилова, ставший областной собственностью, вот уже второй год отдан в оперативное управление краеведческому музею на правах его отдела. И я рада этому. Для меня как человека большая честь войти в состав коллектива единомышленников, которым умело руководит Людмила Михайловна Колесник, а заместителем директора по науке является Татьяна Леонидовна Пушкина. Краеведческому музею идёт 227-й год, я многому учусь у моих опытных коллег, и мне среди них комфортно. Эти люди понимают, что «мы на две трети, как айсберги, в прошлом», говоря строками Владимира Кострова, и что «нам память поколения доверена». С поправкой – не одного поколения. Кстати, мы же передали по акту временного хранения в краеведческий музей все экспонаты, которые накоплены Фондом Александра Вампилова и остаются его собственностью. И я регулярно бегаю на Карла Маркса, 2, с проверкой, всё ли там в целости, не случилось ли чего.

– Когда же можно ожидать переселения поистине бесценных экспонатов на постоянное место сюда, в Дом-музей?

– Вот в эти дни решается вопрос с завершением государственной экспертизы проектно-сметной документации. Я постоянно интересуюсь ходом этого процесса, и, по моим сведениям, на 80% она прошла утверждение. Всё пока упирается, к сожалению, в землеотвод для пристроя. Напоминаю, здание на улице Богдана Хмельницкого, 3б, где мы сейчас находимся, – это флигель усадьбы Юзефовичей. Здесь нет водоснабжения и канализации. Под них и нужен пристрой, это небольшие метры для элементарно необходимых удобств, обойтись без которых просто немыслимо. И я молю Бога, чтобы, несмотря на тот раздрай, который все мы видим, у меня хватило терпения и веры, что всё это разрешится. Вера есть – во Всевышнего и в необходимость начатого дела. Но иногда духовных сил не хватает.

– С вашей-то энергией?! Хотя… «Литературная газета» пишет об ошибочности мнения, будто ресурс личности неисчерпаем: «Чем активнее его используешь, тем меньше остаётся».

– Я сегодня получила открытку из Питера от Елены Мироновны Гушанской, автора книги о Вампилове.

– Можно процитировать?

– Да пожалуйста. Суть: «Чувствует моё сердце, что-то у вас там не слава богу. Что бы ни было, единственное, за что надо сражаться, – это здоровье. Всё остальное утрясётся, перемелется, образуется, пройдёт, встанет на свои места, наладится, устаканится…». Она, по-видимому, пишет в первую очередь о физическом здоровье. Но так как она филолог и живёт высокими категориями, несколько отрешённо от быта, я думаю, что она имеет в виду и моё душевное здоровье. Конечно, я печалюсь. Окружающая действительность вызывает греховное чувство уныния.

– А что именно так отрицательно на вас действует?

– Каждый день я начинаю с покупки газет в киоске на 40–50 рублей. Я их беру для того, чтобы отследить вампиловскую тему. Понятно, что не в жёлтой прессе. И какую газету ни открываю, каждая кричит – и заголовками, и текстами – о неладах жизни человеческой в любой из её сфер. Как с этим справиться душе?

– У меня лично девиз для всех трудных моментов один: прорвёмся!

– В этом я не сомневаюсь. Раз уж пережили 90-е годы… Впрочем, как свидетельствует Инна Лиснянская, «бывали и похуже на свете времена». Областному Фонду Вампилова, где я сейчас являюсь заместителем председателя правления, в этом году исполнится 13 лет. И все эти годы фонд живёт в экстремальной ситуации. Так что лично меня кризис, сеющий всё большую панику, как-то не страшит. Настолько тяжело я финансово жила все эти годы, что разницы особой сейчас не вижу. Но, понимаете, я давно не сталкивалась с такой болью человеческой. Я же недаром говорю, что вот прямо бумага кричит! И нам всем надо искать очередные запасы душевного и духовного, чтобы смочь выстоять.

– Народный рецепт проверен практикой: когда тебе очень худо, помоги другому – станет легче.

– Правильно абсолютно! Когда я звоню Виталию Константиновичу Венгеру, он говорит: «Ну вот, после разговора с тобой мне не надо глотать лишнюю сотню таблеток». Я намедни прочитала с большим удовольствием его мемуары «Птицы небесные». Считаю, что эта книга должна находиться во всех театральных вузах, училищах, СТД и библиотеках. Она не только о том, как служить Его Величеству Театру. Она и о том, как люди с именем помогали становлению таланта молодого актёра, ставшего уникальным мастером сцены, любимым народным артистом. Как опекали не только в профессии, но и в быту – по жизни. И вот я думаю: мы выживем, если по-прежнему будем друг к другу прислоняться.

– Но вы-то можете прислониться разве что к тем двум стульям, на которых, в прямом и фигуральном смысле, сидите, Галина Анатольевна? Как заведующая отделом краеведческого музея и зам председателя правления областного Фонда А. Вампилова.

– Ошибаетесь! Разве смогла бы я одна, без деятельной помощи и поддержки сотен и даже тысяч, не преувеличиваю, людей, выдержать этот 13-летний марафон? А вспомните, как блестяще прошёл юбилей драматурга! Без пафоса, без какой-то слезливости, с любовью и нежностью. Думаю, я имею право об этом говорить. Фонд Вампилова много сделал. Но не только он. Бегло перечислю: поездки с «Байкальским экспрессом», пресс-конференция, встречи с гостями из Москвы, Питера, Улан-Удэ, открытие в Иркутске Дома-музея – первого этажа, презентация обновлённой экспозиции в Кутулике, юбилейная экспозиция в студии краеведческого музея, там же – фильм Любови Васильевой и Ирины Бухаловой о Вампилове, в «Молчановке» – презентация книг «Столь долгое детство» и «Моё слово о Вампилове», открытие мемориальной доски в городе Черемхове на родильном доме, где появился на свет будущий автор пьес, встреча у Памятного знака в Листвянке, затем на улице Вампилова в микрорайоне Первомайский. Конкурс школьных сочинений о юбиляре. VI театральный Вампиловский фестиваль. Ну, и 19 августа, на четвёртый день торжеств, – творческий вечер театра юного зрителя имени А. Вампилова «Может быть, я смогу возвратиться…». Я сейчас боюсь что-то пропустить и кого-то этим обидеть. Но основным событием, судя по реакции даже центральных СМИ, стало открытие именно Дома-музея. Мне, к слову, даже из-за границы стали поступать отклики по этому поводу.

– Радость была искренней и всеобщей!

– Потому что вся любовь к Александру Валентиновичу идёт снизу, эта любовь народная поистине. Это самое главное и самое дорогое. И разве я могу чувствовать себя в одиночестве, когда сюда всё равно уже торится дорожка.

– В Дом Вампилова?

– Именно! Несмотря на то, что к нему нигде нет пока указателей, что он в лесах внутри, что войти пока можно только на первый этаж, несмотря на отсутствие экспозиции, обращаются библиотекари, школьники, иногородние жители. Люди идут! И непонятно, как разыскивают. Намедни ко мне пришла студентка из Бельгии. Визитка вот: Элен Ван ден Бош. Ей, 20-летней девушке, пришлось проехать всю Европу и пол-России, чтобы своими глазами увидеть Дом-музей Вампилова, о котором она узнала на своей родине. Ей захотелось поговорить о произведениях драматурга, она собирается писать по нему диплом. И у неё есть желание переводить его пьесы. Вот маленький такой факт, но он греет душу! Поскольку говорит о многом.

– В условиях кризиса не стану пытать вас о планах.

– Нет смысла. Там любому проекту теперь предшествует слово «если».

– Тогда пусть всё-таки будет «Дом окнами… в надежду». А не в несбыточность.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры