издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Крестьянский удел

Сельхозпроизводители Иркутского района теряют плодородные земли

Бывая в деревне Столбово Иркутского района, я вспоминаю одну из давних встреч с председателем колхоза «Знамя Ленина» Владимиром Андриановичем Зуевым. Было это двадцать лет назад. Стояла осень, уборка в разгаре. И вот здесь на поле, что сбегало с крутого косогора к самому Александровскому тракту, а другой гранью соприкасалось с выпасами возле деревни, мы вечером и встретились.

Комбайнёры словно не замечали надвигающейся темноты, работали с азартом. Зуев, поглядывая на отменную пшеничку, с увлечением рассказывал о своих делах и замыслах. Кстати, с его избранием председателем колхоз круто пошёл в гору. Именно это хозяйство стало инициатором внедрения самых новых технологий в овощеводстве и картофелеводстве. В числе первых взялся Владимир Андрианович создавать хозрасчётные звенья, потом коллективы интенсивного труда, начал передавать им землю в аренду. Зуев был первым председателем, кто дал землю бывшему строителю БАМа для создания фермерского хозяйства. Словом, он «был с веком наравне». В ту пору учёные-экономисты подбрасывали практикам одну новинку за другой. Там, где умело внедряли эти идеи, люди работали с большой самоотдачей.

Приангарью в ту пору особенно повезло. Новая команда Ситникова – Ковальчука (первого секретаря обкома КПСС и председателя облисполкома), засучив рукава, взялась за сельское хозяйство. В период 1986–1990 годов среднегодовой валовой сбор зерна по Иркутской области составил 1328,4 тысячи тонн и превысил уровень предшествующей пятилетки на 5%. (Тот валовой сбор, кстати, вдвое с лишним превысит объёмы производства хлеба в 2007 и 2008 годах.) Среднегодовое производство молока по отношению к предшествующей пятилетке возросло на 18%, мяса – на 21%, а яиц – на 22%. Вот чем обернулось значительное увеличение финансирования, укрепление материально-технической базы, решение социальных проблем на селе. К тому же местные новации органически вписывались в преобразования, которые развёртывались в стране в 1986–1988 годах.

Впрочем, если оглянуться назад, то все реформы в нашей державе, принятые обществом, на первых порах давали хорошие результаты. Так было во времена НЭПа, который поразительно быстро вытащил из ямы аграрный сектор. А с каким облегчением вздохнули колхозы, когда началась реализация курса Хрущёва – Маленкова в первой половине 1950-х годов. Хорошо откликнулось село и на реформы Брежнева – Косыгина. Вот и во второй половине 1980-х аграрии воспряли духом и сделали значительный шаг вперёд. Те реформы были разными, незыблемым оставалось одно: собственность на землю. Поля и луга, сенокосы и пастбища оставались в руках тех, кто их обрабатывал.

Во время новых, уже рыночных реформ в аграрной сфере во главу угла был поставлен вопрос о собственности на землю. Страсти вокруг земельного вопроса развернулись нешуточные. В конце 1991 года появился президентский указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы». Позже были подписаны ещё несколько указов президента, регламентирующих продажу земель различного назначения. И вот делятся имущество и земля бывших колхозов и совхозов по паям. Земельные паи получают все: полеводы и счетоводы, учителя и доярки, пенсионеры и милиционеры. Так появилось около 12 миллионов мелких собственников, получивших около 100 миллионов гектаров.

Итак, земля стала твоей, а чем её обрабатывать, как засевать, как убирать? К примеру, современный комбайн стоит сегодня от двух до шести миллионов рублей. Но ещё долго фермеру и владельцу личного подворья «пели осанну», противопоставляя их колхозам и совхозам.

У фермеров в 1990-е годы имелось около 7% земли, а давали они всего 3% продукции. Но в различных официальных сообщениях объединялись результаты личных подсобных хозяйств и фермерских. Получались внушительные цифры, но лукавые. Позднее всё чаще стали говорить о низкой эффективности мелкотоварного производства, о плохой отдаче паевых земель, о том, что этим землям нужен эффективный хозяин, а без купли-продажи её такового не найти. В конечном счёте Госдумой был принят закон, позволяющий куплю-продажу земли. И вокруг городов, там, где колосились раньше хлеба, зеленели луга и паслись бурёнки, стали расти дома, улицы и даже целые посёлки.

– Вы спрашиваете, сможем ли мы в Иркутском районе выйти на прежний уровень валового производства зерна? – говорит первый заместитель главы районной администрации А. Менг. – Честно скажу: не сможем. И главной проблемой является земельная. Посмотрите, что делается с землёй. Был громадный колхоз «Знамя Ленина», а сколько сейчас его пашен, сельхозугодий используется по назначению? В колхозе «Путь Ильича» та же ситуация. И это бьёт по рукам крупного товаропроизводителя. Чем ближе к городу, тем активнее скупается земля. Ну а те поля, что расположены в глубинке, куда дорог хороших  нет, зарастают сорняками.

Возьмём ООО «Янтарное». Оно создано в основном на территории бывшего колхоза «50 лет Октября», который давно развалился. В начале нынешнего десятилетия туда заходит Иркутский масложиркомбинат (ИМЖК), создавая агропромышленное объединение. Появились трактора и автомашины, стал закупаться скот. По национальному проекту взялись за воссоздание крупного молочного комплекса. Свыше 50 миллионов рублей вложили. Сейчас здесь более 350 коров, прошлогодний удой на каждую из них превысил 3600 килограммов. В зимнюю пору суточные надои держатся на уровне 9-10 литров.

Но какой ценой достаются те успехи, что стоит за тем молоком…

– Раньше мы арендовали землю у жителей Московщины (бывшей бригады колхоза «Знамя Ленина»), чтобы производить хлеб и корма,  – говорит директор ООО «Янтарное» Д.Никитин. – Около 440 гектаров брали. Два года назад осталось у нас 220 гектаров. Теперь и вовсе мизер можем использовать. Пастбищ и тех не оказалось. Потому что земля теперь у собственников.

– Так как же без пашни и пастбищ молочным животноводством занимаетесь?

– Теперь у тех, кто проживает на территории бывшего Оёкского учхоза, землю арендуем. В 2006 году использовали 2800 гектаров, в 2007 площадь аренды сократилась до 1800. Сейчас осталось 1000 гектаров. Приезжают из города, покупают землю. Кто-то один пай продаёт, кто-то – все. А тот, кто приобрёл землю, её не обрабатывает, не засевает. А зачем? Вот и зарастает она сорняками.

Слушаю директора и вспоминаю, как в начале 1990-х годов на встречу с коллективом нашей редакции пришёл один крупный предприниматель. Стали спорить о земле.

– Да чего вы боитесь! – взорвался он. – Ну, купит богатый человек поле. Он что, унесёт его в пригоршне?

Да, не уносит, но … Стремительно поднялся новый посёлок на угодьях того же колхоза «Знамя Ленина» между Уриком и Усть-Кудой. Да и сама Усть-Куда подтягивается к Урику, выстраивая всё новые и новые особняки в его направлении. Была в колхозе «Знамя Ленина» Грановская бригада. Давно ли там сажали картошку сразу за самой деревней? Теперь Грановщина и Хомутово, где находилась центральная усадьба колхоза «Путь Ильича», так и рвутся навстречу друг другу. На территории же бывшего колхоза «Путь Ильича» тоже строятся активно. Самое обидное, что масштабное строительство ведётся прежде всего на полях, расположенных сразу за сёлами и деревнями. А ведь там лучшие, самые плодородные земли, поскольку при первой возможности вносили навоз или перегной именно на близлежащие угодья, за ними особый был присмотр.

– Земельная лихорадка началась после того, как было объявлено о создании агломерации, – утверждает директор ОАО «Луговое» Н.А.Горячёв. – Люди посчитали, что близлежащие земли войдут в агломерацию, будут востребованы. В результате семь тысяч гектаров пашни от нас ушло в короткий срок.

– Семь тысяч гектаров пашни ли? Может быть, лугов, пастбищ?

– Нет, именно пашни столько потеряли.

Что такое потерять семь тысяч гектаров пашни? Если принять урожайность колосовых на тех массивах за 16 центнеров (а это более чем посредственный результат), то с учётом парования около тысячи гектаров на тех площадях район недополучил где-то десять тысяч тонн хлеба. В денежном выражении недополучено продукции на 30-40 миллионов рублей…

… В начале августа прошлого года состоялся семинар-совещание аграрников пригорода, в котором принял участие вице-спикер  Законодательного Собрания Геннадий Истомин. Не могли участники его обойти стороной земельную проблему.

– Если вы не решите её, то ожидать можно всего, вплоть до народных волнений, – горячился Горячёв.

– Не вы, а мы вместе и сообща должны решать эту проблему, – столь же жёстко парировал оппоненту депутат. И пообещал позднее приехать и более внимательно рассмотреть вопрос о захватах земли. С этим все согласились.

Прошли выборы, принят бюджет (с большими изъянами для села), наступил следующий год, а земельные проблемы как были, так и остались, и никто их, судя по всему, не собирается рассматривать. Даже депутаты, избранные населением пригородного района. А земля между тем уходит из-под ног крупных товаропроизводителей.

Если этот процесс наберёт обороты, о самообеспечении Приангарья основными продуктами питания придётся забыть.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры