издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не расплескать любовь...

В канун открытия Всероссийского фестиваля имени Вампилова, который проводится в Иркутске один раз в два года, академический драматический театр похож на улей. Администраторы спешат по неотложным делам, кураторы созваниваются со всеми учреждениями, которые должны принять гостей, технические службы готовят сцену для спектаклей приезжающих театров. Одним словом, нет человека, который бы не принимал участие в форуме, надолго запоминающемся артистам и зрителям.

Фестивальные события произойдут осенью, а сегодня исполнительный директор фестиваля Ольга Данилина отвечает на многочисленные звонки, которые раздаются из театров разных уголков России, частенько и из стран ближнего зарубежья. С Ольгой Николаевной сначала знакомятся по телефону, и только спустя весну и лето она будет встречать гостей в театре. Несмотря на усталость, накопленную за месяцы подготовки, она всю неделю будет бодриться, решать возникающие проблемы и каждого одарит добром, которое излучается из неё, как лучи от Солнца, пробившиеся сквозь тучи ненастной погоды.

Терпению, добросердечности Ольги Николаевны можно только удивляться. Всю жизнь она на хлопотной и ответственной работе, всю жизнь куда-то бежит, о чём-то договаривается, заступается за обиженных, хвалит тех, кто заслужил поощрения. Никогда не подумаешь, что прошедшие годы приблизили её к очередному юбилею. Как можно было сохранить себя, не расплескав по дороге жизни любовь к людям? Скорее всего, это генетический код, переданный дочери от родителей.

Семью поволжских немцев Клобертанс, в которой было четверо детей и старенькая бабушка, сослали в первый год войны в глухую деревеньку Новосибирской области. Поселили в кривую избёнку, в которой и кроватей для всех ребятишек не было куда поставить. По вечерам у печурки собирались вместе, дети задавали отцу вопрос, на который сами не находили ответа: «За что?». Рассудительный и добрый отец, бухгалтер по профессии, объяснял: «Идёт война с немцами. Государство понять можно, вдруг и мы враги». Отец научил детей умению прощать, пониманию ситуации, даже если она необъяснима.

Ольга Николаевна помнит, как сразу по окончании войны забрела в их избушку женщина, попросилась обогреться. Её не только обогрели, накормили, но и оставили ночевать. Эта женщина, наверное, была ведунья, рассказала о старшем сыне, призванном на службу в стройбат, о старших дочерях шестнадцати и семнадцати лет, отправленных на работу в шахты Прокопьевска. Что это была за работа, представить нетрудно: по колено в воде, при тусклом свете тащили они, надрываясь, вагонетки с углем. Эта женщина сказала, что в жизни их семьи скоро настанут перемены, они смогут уехать из богом забытого края.

В Ангарск родителей и сестёр перевёз старший брат, которого в 1947 году направили на строительство нового города. Оля – Оленька, как звали её близкие, – находилась ещё в подростковом возрасте, а старшие сёстры давно стали девушками, и если бы не страшное истощение, их можно было бы назвать настоящими красавицами. После всех мытарств Ангарск показался раем. Девочки могли учиться, а младшая Ольга ещё и заниматься в своё удовольствие художественной самодеятельностью. Все дети получили хорошее образование, Ольга Николаевна окончила высшую школу профсоюзов в Ленинграде. Далее – руководство Дворцами культуры «Энергетик», «Современник», работа в горкоме партии.

Когда Ольге Николаевне предложили должность заместителя председателя областного комитета по культуре, она засомневалась: трудно расставаться с ангарскими друзьями, да и как воспримут её в областном центре? Деятели искусства в Иркутске, не зная, с кем будут иметь дело, начали внимательно к ней присматриваться. Некоторые скептически замечали: что может понимать в театре или работе музея женщина, которая до этого занималась только художественной самодеятельностью? Круг обязанностей у неё определился немалый. Театры, филармония, творческие союзы – все эти организации она должна была курировать, оказывать поддержку, становясь проводником их идей в административных органах.

Данилина в делах разобралась быстро, своё призвание помогать людям на этой должности реализовала полностью. Отстаивала «возмутителей спокойствия», которые частенько были не угодны начальству.

В первые годы перестройки Ольга Данилина стала директором Международного центра культуры «Байкал», которому была поручена организация фестивалей, творческих конференций, обменных гастролей театров, выставок музеев, приём иностранных гостей, приезжающих в наш город по линии комитета по культуре.

Может показаться, что Данилина занималась черновой работой, в которой важна была не она, а деятели искусства, приезжающие в наш город. Но именно эта работа делает праздник общения с ними незабываемым, запоминающимся на долгие годы. Именно МЦК «Байкал» встречал гостей фестиваля имени Вампилова, писателей, приезжающих в наш город по приглашению Валентина Распутина, поэтов, которых принимал Союз российских писателей.

К своему юбилею Ольга Николаевна подошла будучи сотрудником академического драматического театра имени Охлопкова. Здесь она занимается ставшим для неё родным Вампиловским фестивалем и курирует молодёжное движение «Алые паруса». В одном кабинете она сидит с молодыми людьми, которых спокойными не назовёшь. Неуёмную энергию молодых Данилина всё время пытается направить в правильное русло, научить их деловому и собранному подходу к своим обязанностям. Ей это удаётся. Но не только она делится опытом с молодыми людьми, они тоже подпитывают её, заряжают бодростью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры