издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Качугские искорки

Народному театру «КаНТ» исполнилось 40 лет

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ

Качуг приютился в долине северной красавицы Лены. Предполагают, что Качуг – от эвенкийского «кочо»: излучина, изгиб. Население – семь с половиной тысяч. Посёлок разделяется Леной на две части. Раньше здесь была судоверфь, которой давным-давно нет. Не стало и государственной автостанции, её заменила частная. Есть промыслово-охотничье хозяйство, потребительская кооперация, две школы – по разные стороны Лены. Стадион. Спортивная школа. Ну, бар. Ещё один бар. Вытрезвитель. Всё как у людей.

В центре, между двумя административными зданиями, невозможно не заметить Дом культуры. Деревянное здание с крыльцом. Покрашено в изумрудный цвет. В фойе евродизайн. Зал на две сотни мест. Маленькая сцена. Ложи. Кресла закупили по случаю у областного театра кукол. Методкабинет с современной оргтехникой. Молодёжь обожает зеркальный зал. Своя кочегарка.

Главная достопримечательность Дома культуры – директор Светлана Анатольевна Рычкова. Натура из самых незаурядных. Больше 20 лет она здесь хозяйничает. Человек-оркестр. Умеет всё. Может лихо провести золотую свадьбу, юбилей ветеранов войны. А кто первая певунья? И актриса из самых видных? Она, Светлана Анатольевна! Её называют визитной карточкой Качуга и Качугского района.

В культуре по всей России кадровый голод. Ветераны уходят, молодые смотрят в другую сторону. Светлана Анатольевна пытается найти выход, дергая за все возможные ниточки. Она остро чует, чем ценен каждый человек, старается взять от него максимум, который пригодится для дела. Хореографический коллектив по её инициативе подхватила бывшая воспитанница этого ансамбля. Командой КВН руководит  бывший кавээновец Саша Черепанов. Недавно создали литературно-поэтический клуб. То здесь слушают Вертинского, то заманят из Иркутска поэта Любовь Сухаревскую, прозаика Арнольда Харитонова и ведут с ними сокровенные беседы.

Очень любят ДК местные сударушки – поют, занимаются фитнесом. Задают тон.

ДК даёт людям возможность нащупать свою дорожку, понять что-то про себя. Не будь ДК, не будь чудотворной Светланы Анатольевны, что бы могло случиться с этими людьми? Пафос этого клуба – не пропустить, дать возможность кому-то утвердиться, поверить в себя.

Светлана Анатольевна стремится в наше ветреное время, способное задуть костры, поддержать клубный огонёк. Это ох как нелегко, но весело и интересно.

Ну а о «КаНТе» – особый разговор. «КаНТ» – это Качугский народный театр, которому от роду 40 лет. Есть талантливые лицедеи, прикипевшие душой к подмосткам. То и дело рождаются новые спектакли. Лет пятнадцать бережно опекают «КаНТ» Иркутский областной центр народного творчества и досуга и главный специалист по любительским театрам Валерий Кирюнин. Это человек горячего сердца, преданно влюблённый в любительские подмостки. Его деяниями, неутомимыми хлопотами и незатухающей любовью жива театральная самодеятельность на земле иркут-ской. Валерий Дмитриевич признаётся, что живёт тайной надеждой, что где-нибудь «в засаде» окажутся будущий Михаил Ульянов, будущий Смоктуновский. Они ведь родом из «глубинки».

Когда-то юный житель Качуга Саша Черепанов увидел в «КаНТе» «Кадриль», «Выходили бабки замуж», зажёгся. Теперь он ищет дорогу в большой театральный мир. «Меня Москва скоро узнает», – по-юношески задиристо говорит Саша, но порыв замечателен.

Как-то заглянула на огонёк в ДК Таня Смирнова и увидела репетицию, которую проводил выпускник Московской академии культуры Вадим Оводнев. Ей хотелось крикнуть: «И я хочу быть на сцене! Заметьте меня!». И появился спектакль с её участием – «Предложение» А. Чехова. Теперь она работает в ДК и поступила учиться заочно в Иркутский колледж культуры.

В Валерии Кирюнине Светлана Рычкова нашла верного, надёжного союзника. Естественно, что к 40-летию «КаНТа» главный иркутский заводила театрального любительства оказался в Качуге и поставил к юбилею новый спектакль. Хорошо зная кучугскую излучину, здешних людей, их интересы и потребности, с выбором пьесы он не ошибся: Василий Шукшин, «А поутру они проснулись». Тут всё сошлось как по-писаному: автор, знающий «глубинку» не понаслышке, ему не надо было изучать народные характеры, они были издревле поселены в нём; сегодняшний день, время, которое от Шукшина далеко не убежало; и театр, труппа, люди, словно только и ждавшие, что персонажи Василия Макаровича станут их героями или они станут этими персонажами, для этого им не надо напрягаться, им в них понятно всё насквозь, вдоль и поперёк. Пьеса Шукшина попала на подготовленную почву, бытие снарядило качугских артистов мощным жизненным материалом. Ничто не могло препятствовать возникновению спектакля.

Кто же они, качугские лицедеи? Заглянем в программку.

Александр Петрович Торохов –  примечательный актёр, режиссёр, поэт, выдумщик. Работает в школе заместителем директора по воспитательной  работе. Органики не занимать – живёт на сцене, как дома.

Учитель истории Григорий Викторович Литвинов, Масляков местного разлива, лихо вёл КВН. Когда родилась идея спектакля «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана, роли словно сами собой достались Григорию Литвинову и Светлане Рычковой. Состоялось!

Движемся по программке дальше. Виктор Иванович Липаткин, глава поселковой администрации. Пенсионер Виталий Хамитов, бывший профсоюзный лидер Качугской судоверфи и Качугских районных электросетей. Александр Шеметов, администратор народного суда. Николай Лопушанский, директор детского оздоровительного лагеря. Анатолий Житов, казачий атаман Верхнеленской станицы, в прошлом глава районной киносети, директор совхоза. Владимир Щапов и Александр Черепанов, методисты ДК.

Все женские роли, населяющие эту пьесу, режиссёр отдал одной актрисе – Светлане Рычковой. Она  в спектакле и тетя Нюра, и Кэт, и Пассажирка в поезде, и Судья. В каждой женщине таится много чего, и Светлана Анатольевна нашла для всех героинь свои «причиндалы». Все женщины словно слились в единый образ. В «КаНТе» нашлись бы исполнительницы для каждой героини. Но когда весь женский мир пьесы воссоздаёт одна актриса, в этом есть своя изюминка.

В Качуге все знают друг друга, все как родственники. А уж этих людей и по службе, и по быту, и по театру знают от головы до пят. Приехав на Лену, первое, что сделал Кирюнин, одел будущих героев спектакля в простыни – действие-то происходит в вытрезвителе. Их сфотографировали, и появился у Дома культуры рекламный баннер. Все с доброй ухмылкой разглядывали до боли знакомые лица в непривычных одеяниях и незнакомой обстановке. Уже в этот момент успех будущему спектаклю был обеспечен.

Хорошо чувствуя условия и обстоятельства, Валерий Кирюнин избрал для юбилейного вечера форму спектакля-репетиции. Исполнители – с текстами ролей в руках, от которых, впрочем, нередко отвлекаются. Они словно вместе со зрителями проникают в суть поведанных автором историй, ищут ответы на мучительные вопросы: почему так, кто мы есть? И Шукшин будто бы рядом. Он их опора в этих поисках.

Спектакль одевали всем миром. Партнёры, родственники, друзья собирали деталь к детали, вещицу к вещице. Кровати, матрацы привезли из детского оздоровительного лагеря. Понадобившаяся для сценографии футбольная сетка нашлась в администрации посёлка…

На премьере зрительный зал дышал заодно с тем, что происходило на сцене. Взрывался в одобрении и восторге, когда хлипкий Очкарик – Литвинов, интеллигентный, плохо видящий, воюющий за всех слабых, давал пощёчину урке – завсегдатаю вытрезвителя. Устраивал овацию Тихому – Владимиру Щапову, когда тот темпераментно, нервно протестовал: «Что вы до меня докапываетесь?! У вас что, других проблем нет?! Смотрите, что вокруг делается!».

Вслед за Шукшиным и за «КаНТом» зрители заглядывали и в свои души.

После спектакля на сцену из зрительного зала поднялись и заняли место рядом с исполнителями ролей ещё полтора десятка человек – те, кто в прежние годы лицедействовал на подмостках «КаНТа». И давай вспоминать, как что было, что душу грело, чему зритель дивился. Драгоценные странички собственной истории. Это был ещё один спектакль!

Местная газета «Ленская правда» назавтра написала: «Фурор!». А весь посёлок взахлёб обсуждал, что это такое было. Театральный заряд попал в десятку.

Шукшин писал правду. Эта правда и сегодня больно задевает. «А поутру они проснулись» – не безоблачное, развлекательное зрелище. Кто-то встрепенулся: не лучше ли поставить Шекспира, Островского? Но и Шекспир, и Островский, поставленные по-живому, тоже ведь заденут за больное. «Разгневанный зритель» (так он подписался в книге отзывов) возмутился: «Что вы скоморошествуете? Делом занимайтесь! Лучше бы сортир на транспортной остановке построили!». Проблема не нова, культура у нас частенько воспринимается с сомнением: нужен ли этот довесок? Светлана Рычкова, пестующая качугский Дом культуры, и Валерий Кирюнин, опекающий «КаНТ», в очередной раз доказали, что культура – не довесок, а основа, без этого фундамента всё рухнет.

… Качугцы, живущие на двух берегах Лены, раньше пользовались понтонным мостом или топали по

льду. Теперь построили капитальный мост. Мост – это единение, надёжная смычка и просто красивое место, влюблённые назначают там свидания. «Бруклинский мост» – так прозвал это сооружение Валерий Кирюнин. Знаете, а ведь театр – это тоже «бруклинский мост».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры