издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Берегиня из Усть-Ордынского

  • Автор: Ольга МАСЛОВА

Учительницу музыки усть-ордынской школы №2 Нину Михайловну Белобородову теперь знают не только в посёлке, округе, в Иркутской области или в Республике Бурятия. С недавним выходом в свет её монографии «Православные традиции в семейной обрядности русских старожилов Предбайкалья XIX – начала XX века» Нину Михайловну читают и в Москве: журналы «Народное творчество» и «Наука и жизнь» с удовольствием печатают историко-фольклорные статьи учительницы музыки из посёлка Усть-Ордынский.

Она собирала по крупицам драгоценный материал более двадцати лет. И потом обрабатывала его, готовя монографию, ещё лет пять. Одно-временно создала, выпестовала фольклорно-этнографический ансамбль «Берегиня», которым успешно сама и руководила.  Можно сказать, путь Нины Михайловны Белобородовой – это путь сельского интеллигента, которому небезразлично прошлое его народа. Нина Михайловна  говорит о цели своего творчества так: «Очень хотелось, чтобы люди могли узнать из моей книги о том, как раньше было…».

И впрямь её книга получилась глубокой и очень интересной. Она зиждется на трёх «китах»: собранном во время этнографических экспедиций живом материале, архивных изысканиях и осмыслении работ учёных. Как отмечалось на презентации монографии, «материал собран бесценный, труд воплощён в книге огромный, не то что у некоторых молодых авторов, норовящих по верхам скакать».

Нина Михайловна родилась в Аларском районе, в селе Халты, населённом украинцами. И её семья, в которой очень любили народную песню, тоже была украинской. Русским языком она стала овладевать лишь когда стала школьницей. Постепенно проявлялись её склонности. В детстве мечтала стать врачом, а потом властно потянуло к себе творчество. Она  после школы была и клубным работником, и когда уехала в Братск, посещала театральную студию. Вот с этой самодеятельной сцены и началась её самостоятельная дорога в народную культуру. А Иркутское культпросвет училище Нина Михайловна Белобородова закончила по специальности «Руководитель самодеятельного хорового коллектива».

Во время учёбы познакомилась с будущим своим мужем, Виктор Михайлович оказался прекрасным баянистом. И уже вместе они в 70-е годы по направлению приехали в посёлок Усть-Ордынский, в Доме культуры которого, кроме них, не было ни одного связанного с культурой человека. Они всё создавали с нуля: хор, ансамбль, агитбригаду. Вскоре организовали и танцевальный коллектив. Завязалась дружба с Иркутским театром музыкальной комедии. Так с песнями, фестивалями и мытьём полов в Доме культуры Нина Михайловна проработала его директором десять лет.

Даже когда по семейным обстоятельствам ушла работать в школу, призванию своему не изменила: организовала вокальный ансамбль «Земелюшка». И с той же самой поры увлеклась сбором старинных народных песен, которые, как она сама говорит, «певали наши бабушки и дедушки». В 1986 году ансамбль «Земелюшка» получил новое имя – стал «Берегиней». И принимала Нина Михайловна в «Берегиню» разных ребят: и музыкально подготовленных, и совсем в музыке не сведущих. Украинский фольклор на территории округа Нина Михайловна начала собирать в 1991 году, а русский – спустя ещё три года. Её первым «информатором» стала Евдокия Михайловна Татаринова. С ней Нина Михайловна записала песню  «Иванушка сено косит». Поскольку магнитофона не было, она, прослушав мелодию, прибежала в школу и подобрала её на фортепиано, «чтобы не забыть». Так она  начала писать фольклорную историю  округа. «На охоту» за народными песнями Нина Михайловна отправлялась не только с мужем; нередко брала с собой девочек – участниц ансамбля «Берегиня». И теперь бесценный опыт записи фольклора в Эхирит-Булагатском районе есть у Иры Москалёвой, Насти Белопотаповой и других «берегинь» ансамбля.

– Когда они сами стали записывать, – рассказывает Нина Михайловна, – тогда сразу осознали, какой это тяжкий труд: найти нужного человека, разговорить его, направить беседу в правильное русло и после всего расшифровать запись.

Одновременно со сбором фольклора Нина Михайловна и её помощницы бережно собирали предметы старинной одежды местного русского населения. Что-то им дарили старики, что-то они зарисовывали «с натуры». Таким образом постепенно открывался ещё один пласт самобытной народной культуры. А сам ансамбль «Берегиня», заслуженно получив звание народного, обрёл черты истинной самобытности. Дети пели местные песни и выступали в  восстановленных по воспоминаниям старожилов нарядах.   

Нина Михайловна разработала авторскую программу «Фольклорные традиции родного края – детям», за что в 2001 году была удостоена лауреатского звания  на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» в Москве. Через год «Берегиня» выступила во Владивостоке на Всероссийском конкурсе «Российский восход», где за исполнение песен на русском, украинском и бурятском языках отмечена престижной наградой.

Вот так одновременно Нина Михайловна Белобородова работала над становлением ансамбля «Берегиня», фактически ставшего живым музеем народных традиций, и своей уникальной по объёму информации  о народной жизни монографией. Автору удалось осмыслить историю  Эхирит-Булагатского, Аларского и Иркутскосельского районов. Нина Михайловна пока не имеет учёной степени, но написанная ею монография пользуется особым спросом среди покупателей иркутских книжных магазинов, а также занимает должное место в  фондах библиотек Иркутска, Улан-Удэ и Москвы.

Это и есть настоящее, заслуженное признание.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры