издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пустить свой кораблик...

В Иркутске сегодня трудно найти студента, не знающего о молодёжном театральном движении и фестивале любительских театров «Алые паруса», которые проходят под патронатом академического драматического театра имени Охлопкова.

Молодые энтузиасты в день 200-летнего юбилея Николая Васильевича Гоголя вышли в Иркутске на улицу его имени в костюмах персонажей  произведений писателя. Впереди этой шумной ватаги шёл автор бессмертных творений – Гоголь, которого представлял  руководитель МТД Игорь Щеглов. К шествию актёров-любителей в тот день  присоединились многие люди, не пропустившие возможности повеселиться, познакомиться поближе с героями (пусть и ряжеными) произведений великого русского писателя.

Николай Васильевич Гоголь «благословил» и фестиваль любительских театров «Алые паруса», который был проведён на камерной сцене академического драматического театра в четвёртый раз. Размах, с каким он проходил в прежние годы, нынче был меньше, его  необходимому финансированию помешал кризис. Но это не значит, что по содержанию фестиваль этого года оказался скомканным – изобретательность молодых позволила театральный праздник сделать ярким и запоминающимся.

В Братске, Железногорске, Рудногорске фестиваль состоялся на уровне филиалов с традиционной передачей кораблика, «поплывшего» от коллектива к коллективу, представлявшему свои спектакли. В Нижнеудинске он прошёл с участием пяти молодёжных театров и показом спектакля «Майская ночь, или Утопленница» театральной студии «Маска» школы № 12, посвящённого юбилею Гоголя. Пригласили нижнеудинцы и ребят из посёлка Атагай, расположенного в районе. Так что кораблик  совершил большое путешествие по области с высоко поднятыми алыми парусами.

В Иркутске за  время работы фестиваля сложился свой состав его участников. Молодёжное жюри приезжало на спектакли, заявленные на участие в нём, обсуждали увиденные работы, проводили тщательный отбор их показа на сцене академического театра. Хотелось многих пригласить, но разве это возможно? Молодые руководители МТД стремились к справедливому решению проблемы, и оно было найдено.

Программа областного фестиваля была составлена из названий спектаклей  театров Ангарска, Усолья-Сибирского, Иркутска. Были приглашены  гости из Железногорска, Братска и все желающие, добравшиеся до областного центра за свой счёт.

На камерной сцене показы шли  в режиме нон-стоп. Отыграв спектакль, один коллектив освобождал сцену для другого. Декорации разбирались быстро, со сноровкой, присущей настоящим профессионалам. В перерывах для участников фестиваля устраивались игры на театральной площади. Пять фестивальных спектаклей отличались разнообразием форм и жанров.

Александр Говорин с актёрами-любителями  театра «Родничок» из Ангарска показал спектакль о первой любви. «Всё это так непросто» – это о старшеклассниках, которые свои чувства выражают в браваде или стеснительности, в откровениях или стремлении убежать от обид. Режиссёр построил спектакль в стиле ретро, не очень доверяя тому, что современные старшеклассники способны на чистоту во взаимоотношениях, первую любовь, не запятнанную свободным проявлением чувств. Пьеса Шмелёва, написанная в 70-е годы, полна романтики и веры в любовь.

Тагир Хамитов в спектакле «У войны не женское лицо», поставленном по инсценированной повести  Светланы Алексиевич, поднимает сложную тему войны. Сколько мы знаем о ней, сколько могли услышать современные дети об ужасе и страданиях, перенесённых их прабабушками на фронтах, где не то что женщинам – мужчинам было невыносимо тяжело? Это спектакль-память,  пронизанный уважением к подвигу всех, кто защитил Родину от фашизма, кто открыл  потомкам дорогу в светлое будущее.

Усольский театр «Алые паруса» в спектакле «Бедный Купорос» повёл разговор о братьях меньших – собаках, оказавшихся в питомнике. К милосердию призывают своих зрителей усольчане, к внимательному отношению ко всяк сущему на земле, особенно к тем, кто приручен, кто нуждается во внимании и заботе.

Разными по смысловой нагрузке были и спектакли иркутян. Театр-студия «Бусинки» в режиссуре Ирины Щербак тоже через животных стремилась поговорить о человеке, тех взаимоотношениях, которые крыс иногда «превращают» в людей и, наоборот, людей заставляют жить по крысиным законам. Режиссёр Наталья Самарина с участниками студии «Я» в прежние фестивальные годы демонстрировала понимание драматургии абсурда, в спектакле «Нос» доказала, что владеет театральными формами, в которые привнесена фантасмагория,  превращения, позволяющие отдельной части человеческого лица – носу гулять по проспекту самому по себе, без присутствия хозяина, которому он принадлежит.

По уровню актёрского мастерства, режиссёрскому решению спектакли отличались один от другого, но было в них и общее – любовь, с какой исполнители относятся к театральному искусству; искренность, позволяющая говорить  со сцены взволнованно,  ярко, выразительно.

Фестиваль – праздник, у него сложились свои традиции и формы, позволяющие  участникам пребывать в хорошем настроении. Ребята с удовольствием выходили на театральную площадь, играли, привлекая своим смехом и бьющей через край энергией прохожих. В перерывах между спектаклями многие мастерили кораблики, не очень понимая, зачем им было дано такое задание.

Финал фестиваля оказался полон неожиданностей. Активисты молодёжного движения возглавили колонну театралов, которая направилась по улице Карла Маркса к Ангаре. Повезло тем, кто успел сделать кораблик, потому что пустили их в дальнее плавание с загаданным желанием. Надо заметить, ни один кораблик не утонул, все устремились вниз по течению быстрых вод красавицы Ангары. В воздух полетели шары с надписями «Алые паруса».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры