издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Письмо из Флоренции

  • Автор: Сергей ЗАХАРЯН

Знаменитый Ольхонский фестиваль любительских театров соберётся в нынешнем июле в десятый раз. И если на первом, в 2000-м, собралось 50 человек из четырёх театров, то на девятом фестивале было уже 450 участников из 31 театра. К завсегдатаям из Иркутска и области, российских театров прибавляется год от года всё больше дальних гостей: из Латвии, Литвы, Германии, Польши, Украины, Италии, США и Австралии; сейчас ожидаются участники из Японии, Румынии, Сербии, Испании. О фестивале сегодня беседуют его руководитель, режиссёр ангарского театра «Факел» Александр Кононов и главный специалист по любительскому театру Иркутского областного центра народного творчества Валерий Кирюнин.

А. Кононов: Конечно, может, не все доедут: вот Конго в прошлом году просилось к нам – оказалось, с просроченными паспортами. Нам сказали в посольстве, что, видимо, паспорта африканцам до нас были без надобности. Но в основном доезжают и те, что заранее записались, и те, кто приехал вне программы. Всё равно смотрим (пусть и после двух ночи), пускаем на мастер-классы, обсуждаем…    

Начальное впечатление европейцев – шок. Хотя и предупреждаем, что туалет во дворе, по-настоящему они это понимают только на месте. Но через день – полная благодать. А потом отзывы об уникальном фестивале – по содержанию, пока не по комфорту.

В. Кирюнин: Идеолог, бессменный руководитель фестиваля Александр Иванович Кононов вызывает глубокое уважение: его фестиваль в ряду таких, как «Театральная деревня», «Прикосновение к классике», «Театральный Север», особенный и весьма перспективный. Накоплен опыт: каждый фестиваль любительских театров на Ольхоне не похож на предыдущий, это настоящий мастер-класс по новой теме.

На нынешний год заявлена тема «Русская театральная школа: Станиславский, М. Чехов, Мейерхольд и др.». Ведут мастер-классы в разные годы – и стремятся снова на Ольхон – сильнейшие специалисты из обеих столиц: директор общества М. Чехова В. Байчер, народный артист России Ю. Авшаров, профессор сценографии, лауреат премии Президента России А. Питерских, специалисты по мастерству актёра Н. Тарасова и сцендвижению Снопков, по сценречи Н. Нечаева, театровед Г. Дёмин, зарубежные специалисты.

А. Кононов: Мастер-классы – это основная деятельность фестиваля, ведь он не презентационный, а рабочий. Конечно, все театры показывают спектакли, а ведущие специалисты их обсуждают, присуждают дипломы, всё как положено. Но не могут все сразу быть мастерами: мы принимаем и слабый спектакль и разбираем его по косточкам, а потом, смотришь, следующим летом они везут тот же спектакль, но уже совсем на другом уровне. Мы – не соревнование, а школа. Вот театр с Урала, из города Зареченска, привёз мёртвенький спектакль по Виктории Токаревой…

В. Кирюнин: А здесь, прямо на ольхонской природе, они по совету Александра Ивановича увидели другие пространственные возможности – и на следующий сезон ожили! Вообще, замечательная природная среда как фон и как герой спектакля даёт театру звучание порой невероятное. Но что-то уже должно в плане организации меняться: сама логика вещей ведёт фестиваль к круглогодичной жизни; и кроме ландшафтных спектаклей нужны и «закрытые», обычные сценические площадки. У Александра Ивановича вместе с друзьями-архитекторами разработан проект «Народный центр сибирской духовности и культуры» – это будущее фестиваля, его развитие, а вместе с ним – культурное развитие острова вообще.

У фестиваля ведь за эти годы возникли многообразные связи с Ольхоном. Там его просто ждут. Кроме удовольствия, он даёт острову рабочие места. С Ольхона звонят, спрашивают: какие будут театры, сколько человек, сколько коек, продуктов, крыш понадобится? Фестиваль меняет островную инфраструктуру: там ведь кроме самодеятельного (и варварского подчас) туризма нет ничего. Ольхонские власти дают землю – полтора гектара под круглогодичный фестивальный комплекс: здания, гостиница, сценические площадки. Но нужны деньги – и на аренду, и на строительство. Я видел готовый, просчитанный на разные варианты проект: это деревянные, вписанные в природу и местную традицию строения. Природа диктует и театру, и архитекторам.

Фестиваль уже имеет своё представительство в местном краеведческом музее – специальный раздел в экспозиции. Ольхон сам среди всех своих гостей выделил этот фестиваль: дети здесь – постоянные зрители, что-то в них меняется, они потом о виденном сочинения пишут…

А. Кононов: Любительский театр – худо-бедно одна из основ духовного здоровья нации. Он ориентирует на нравственные ценности, не принижая их ради коммерческого запала (за что нас, кстати, иногда и поругивают). Но любительский театр не проституирует ради аншлага на чём попало: профессиональные театры частенько сейчас превращаются, по слову из журнала «Театр», в «банно-прачечные комбинаты имени Станиславского». Любители здесь, на острове, выключаются на две недели из суеты, из «жизни» – и вспоминают потом театральный Ольхон как счастье. Об этом и пишут.

Некоторых фестиваль и профессионально ориентирует: вот две омички выросли здесь и уже заканчивают режиссёрский факультет Щукинского училища в Москве. А насчёт культурного туризма – люди из Польши, Германии, Прибалтики едут семьями именно в дни фестиваля: что-то есть важнее европейских удобств. Едут и педагоги из-за рубежа, это необыкновенно подошло – они «не встречали такого фестиваля нигде». Я их понимаю: мы были с моим театром в Монако, в Германии… там всё заорганизовано, выстроено как конкурс-показ; а здесь другие условия, другая энергетика.

В. Кирюнин: Центр, каким мы теперь его видим, даст возможности для мастер-классов, творческих лабораторий, творческих круглогодичных сессий и для театров самых разных профилей – детских, пластических, кукольных, и для музыкальных театров, композиторов, художников и т.д. Нынешний сезон откроется как детский и кукольный с 20 по 25 июля, а с 26 июля по 4 августа – время любительских театров. Потенциал для расширения громадный, внутри сезона становится тесно. Проект  Кононова готов, представлен, все его одобряют – на всех уровнях… Нужна инициатива тех, кто способен помочь делом.

А. Кононов: Деньги надо тратить не на борьбу с духовными болезнями, а на развитие здоровья нации. И нездоровье станет само уходить. Наш проект есть в Госдуме, в «Единой России», в Общественной палате, в Институте общественного проектирования, в Институте молодёжной политики, в Министерствах культуры – в Москве и Иркутске. Ответа пока нет ниоткуда. Мы презентовались и получили моральную поддержку на «Золотой Маске». Отклики хорошие, все хотят приехать. Помогает немного – организационно – Московский союз театральных деятелей (присылает преподавателей по темам мастер-классов); помогает Иркутский центр народного творчества – вот мой вечный союзник Валерий Кирюнин. Но средств потрясающе не хватает. Любительское театральное движение нуждается в госу-дарственной поддержке, которой сейчас нет. Маленькие общественные объединения не способны спасти это движение. Нужна программа.

В. Кирюнин: Должно что-то произойти – больно заманчивое дело на руках. И ведь Кононов не просит: от дела он не отступается и не отступится; а нормальный человек и без просьб поможет.

А. Кононов: В телеразговор с премьером я послал вопрос (он, правда, в эфире не прозвучал): «Существует план развития региона и турбизнеса. И есть такой проект – культурный центр на Ольхоне. Почему бы его не включить в план развития региона?». Сейчас пишу проект на президентский грант: приглашаем на Ольхон по одному театру из всех регионов страны; девиз: «Любительский театр – фундамент духовного здоровья нации».

В. Кирюнин: Всякий фестиваль начинается с нулевого цикла. Нулевой цикл налицо, мы им владеем, мы его из рук не упустим, и это радует. Но когда через фестиваль – а это на Ольхоне очевидно! – растёт российский и международный интерес к региону, растёт (должно расти!) и участие тех, кто должен и может.

Вот только один из множества отзывов о фестивале:

«Александру Ивановичу  Кононову, театр «Факел», Ангарск.

Культурная ассоциация «Центр интернационального театра» города Флоренции (Италия) поддерживает проект культурного развития с построением Театрального центра на острове Ольхон (Байкал).

После участия в Международном фестивале «Сибирская рампа – Игровое пространство – 2008», оценив безупречную организацию этого события, можем подчеркнуть важность этой инициативы и пожелать её наилучшего воплощения в будущем. Построение постоянно действующего Театрального центра может увеличить возможности интернационального культурного обмена.

С уважением президент Центра интернационального театра Микеле Маццони».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры