издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любите ли вы театр?

  • Автор: Арнольд ХАРИТОНОВ, заслуженный работник культуры России

Вопрос «Любите ли вы театр?» не так прост, как кажется. Особенно применительно к предмету, о котором я собрался поговорить, – к так называемым театрам народным, которые в старину называли любительскими. Это название лично мне нравится больше – что, как не любовь, ведёт на театральные подмостки учителей, доярок, врачей, трактористов, безработных, шофёров и прочую публику, которая если где и может собраться вместе, так именно в театре?

Легко ли это – в наше тяжёлое время, когда многие сидят без работы, в думах о том, как прокормить семью, идти в Дом культуры или клуб, не всегда уютный и протопленный, чтобы проживать чужие жизни? Легко ли это – любить театр? При этом я говорю сегодня о театральных коллективах, которые существуют в сёлах и деревнях и которые неугомонный организатор всяческих подобных действ Валерий Кирюнин вновь собрал в Мишелёвке Усольского района на фестиваль «Театральная деревня». Пятнадцать коллективов, шестнадцать спектаклей за два дня – такая насыщенная программа сделает честь любому собранию жрецов и поклонников Мельпомены. Я говорю пока, разумеется, только о количественном показателе.  

Ещё пару общих мыслей… На таких действах часто приходится слышать: какие молодцы, не пьют водку, не слоняются без дела, не хулиганят, а играют на сцене. Так чаще всего говорят тогда, когда о спектакле нельзя сказать много хорошего. Эти мысли кажутся мне несправедливыми и даже обидными – для любителей сцены, разумеется. Что же, для них театр – альтернатива водке и хулиганству, если его не будет, они все поголовно сопьются? С другой стороны, почему не выпить в хорошей компании, умеренно, разумеется, да если есть подходящий повод – премьера, например?

Когда же спектакль удался, обычно говорят: не хуже профессионалов, а то и лучше. Опытные любители обижаются на такие сравнения, они прекрасно понимают, что оно хромает на обе ноги. Профессиональный театр – жёсткое, сложное  производство с развитым хозяйством, с железной дисциплиной, где, например, за прогул можно жестоко поплатиться. Это вовсе не значит, что профессионалы не любят свою профессию. Но, я бы сказал, любовь не входит в обязательный набор качеств, которые держат актёра на сцене, лично я знал и знаю немало ремесленников, которые когда-то сделали неосторожный выбор и теперь тянут свою лямку просто потому, что ничего другого делать не умеют.

Любителями же движет только любовь, и ничего, кроме неё. Пока она живёт, они – на сцене. Исчезнет – уйдут и они. И потому, когда они пытаются подражать профессионалам, их чаще всего ожидает неудача. У самодеятельных театров – свой путь, именно в самобытности их притягательность.

Фестиваль «Театральная деревня-2009» только утвердил меня в этих соображениях. Правда, я не стал бы возводить свои ощущения в статус истины в последней инстанции. Если для меня чего-то не случилось, это вовсе не значит, что не было события для актёров и их зрителей-односельчан.

Сам же фестиваль стал ярким театральным праздником для всех его участников и зрителей. Для этого особо постарались хозяева – руководители Усольского района, посёлка Мишелёвка и, конечно, прежде всего – местного Дома культуры. Яркий карнавал открытия и столь же пёстрый, радостный праздник прощания с фестивалем – это сами по себе впечатляющие представления, которые останутся в памяти участников надолго.

Но главное – то, что привезли из самых дальних уголков области участники театральных коллективов и что показали хозяева. И тут впечатления неоднозначные, самые разнообразные, да иначе и быть не может: ведь мы видели опытные коллективы из Мишелёвки, посёлка Чунского и Казачинска-Ленского, а рядом – совсем юные ребята из села Ользоны Баяндаевского района и из Оёка и обновлённые коллективы из Голумети Черемховского района и Анги Качугского района и многих других мест.

Надо заметить, что фестиваль позапрошлого года очень высоко поднял творческую планку, многим приятно удивил и вселил радужные ожидания. Должен сказать, что не во всём они нынче оправдались. Никакой трагедии в этом не вижу – в любой деятельности бывают взлёты, бывают и спады. Главный же вывод оптимистичен: театральное движение на селе живо, в нём живут и подрастают свои звёздочки, а значит, жива надежда на то, что через два года будет новый взлёт.

Я поделил всю фестивальную афишу на три части: спектакли детские (для детей и разыгранные детьми), взрослые и кукольные. В первый день сделал однозначный вывод – куклы переиграли людей. Второй день это впечатление несколько изменил.

Открылся фестиваль спектаклем хозяев-мишелёвцев «Конёк-Горбунок» по Ершову детского образцового театра «Колокольчик». Режиссёр-постановщик Светлана Сушко тяготеет к большим полотнам, к спектаклям многолюдным, со сложной сценографией, со множеством эффектов. Но если в 2007 году её «Синяя птица» не только умилила, но и приятно удивила массовыми сценами, где все большие и маленькие актёры действовали слаженно, да и нередкими актёрскими удачами, то на этот раз, к сожалению, не случилось. Хрестоматийная сказка, знакомая до строчки, пересказана довольно старательно, но и примитивно, живых персонажей, кроме, пожалуй, Ивана (Вероника Белькова), мы на сцене не увидели. Хотя и режиссёру, и постановочной группе в старании не откажешь. Но что поделать, и у профессионалов не всегда получается – хочется пожелать безусловно способным хозяевам не расстраиваться, а работать, и успехи придут. Впрочем, уверен, и «Конёк-Горбунок» доставил не избалованным зрелищами односельчанам радость, а это уже много.

Раз уж речь пошла об относительных неудачах, не имею права не сказать о работе детского народного театра из Оёка «Калейдоскоп» (режиссёр Ольга Кондратьева). Не буду долго останавливаться на сказке «Емелино счастье», ещё более хрестоматийной, чем «Конёк-Горбунок», скажу только, что вёдра, которые тянут из-за кулис шпагатом, и странные поленья на тонких девчачьих ножках никак не передают очарования русской сказки. А ребят, старательно заучивших свои роли, взрослые не подвигли хоть чуточку вжиться в образы, и ребята в этом не виноваты.

Как не виноваты они и в том, что их заставили разыгрывать занудную дидактическую поделку под названием «Это всё мы», очень похожую на плохую пионерскую пьесу советских времён. Да никакие это не «мы»! Они на самом деле совсем не такие! Им так неуютно и тесно в придуманном взрослыми материале, из которого мораль торчит, как пружина из старого дивана! Им бы что-нибудь весёлое, живое… Но что поделать, если и тут – диктат режиссёра… Буду категоричен: в такие игры взрослые играть с детьми не имеют права.

Но хватит о грустном. Фестиваль подарил немало радости. Одна из них – маленькие артисты из Ользон, старательно и убедительно разыгравшие сказку «Котёнок в чашке» (режиссёр Т. Уксаева). Их герои ребята-зверята трогательно и достоверно поведали нам о  том, что настоящая дружба сильнее любого зла и  способна его победить.

Детская театральная студия «Маска» (школа № 12 города Нижнеудинска) показала спектакль, посвящённый 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, «Майская ночь, или Утопленница» (режиссёр Ольга Чувашова). Кстати, Ольга по профессии учитель-филолог, но ей удалось создать убедительное зрелище: положив в основу либретто оперы Римского-Корсакова, педагог оснастила спектакль украинскими песнями и танцами, которые замечательно исполняют взрослые и красивые юноши и девушки, которым охотно прощаешь многие условности сельской сцены. А исполнитель роли Левко Степан Дворянкин, многие способности которого обещают юноше широкое театральное будущее, если хватит воли и старания, – настоящее открытие фестиваля.  

И тут я возвращаюсь к своей мысли: куклы переиграли людей. Впрочем, это тоже натяжка – кукол делают и двигают ими люди. Вот хотя бы – многие ли знают, где находится посёлок Илир? Подскажу: где-то в тайге Братского района. Но там, оказывается, живёт и радует земляков замечательный народный театр кукол «Премьер», который предъявил нам зажигательное шоу-представление «Когда оживают куклы» (режиссёр Л. Ильина). Изготовить планшетных и ростовых кукол – уже нужно немалое уменье. Но управлять ими, пожалуй, ещё сложнее, ведь чтобы двигать одной планшетной  куклой, нужны два, три, а то и четыре исполнителя. Надо сказать, ребята из Илира ни разу не ошиблись, не потеряли синхронности, не сбились с ритма. Так же как и их товарищи, облачённые в громадные кукольные головы и  неуклюжие костюмы. Весело, ярко, увлекательно – эти слова далеко не исчерпывают все достоинства представления.

В заключение – о совершенно взрослых спектаклях. Мне нечего сказать о работах артистов из Голумети и Анги – там составы участников полностью поменялись, и у них всё впереди. Но вот о спектакле народного театра из Мишелёвки  «Театральные встречи» «Женитьба Бальзаминова» (режиссёр Елена Литовкина) стоит поговорить. Это как раз тот случай, когда любители пошли по тернистой дорожке профессионалов и, как минимум, не выиграли. Опять же – знакомая до мельчайшего эпизода пьеса, перед глазами, в памяти – блистательные работы Георгия Вицина, Ролана Быкова, Лидии Смирновой, Инны Макаровой, Ноны Мордюковой и других, и переиграть их даже пытаться не стоит. Хотя и в этом спектакле было несколько интересных работ, но… не было главного – ансамбля, а без этого нет спектакля.

Тогда что же – не ставить классику? Этого я не имею права утверждать. Ставьте, если считаете, что способны прочесть её по-своему, сказать зрителю что-то новое, если же нет…            

И, наконец, главное для меня открытие этого фестиваля – спектакль «Чёрное молоко» по пьесе Василия Сигарева в постановке народного театра «Импульс» из Казачинска-Ленского (режиссёр Елена Тумакова). Вспоминаю прошлый фестиваль – при всех его несомненных достоинствах было довольно много спектаклей «чернушных». Нынче их, на мой взгляд, не было вовсе. Сначала показалось – именно таково «Чёрное молоко»: заброшенный полустанок, пара циников – столичных торговцев, женщины, не похожие на женщин, пьянка, чуть ли не убийство… Но в противовес этому – фигура в чёрном одеянии, которая именуется просто – ОН: ангел, Господь (замечательная работа Алексея Орлова).

Когда же происходит самое главное таинство на земле – рождение ребёнка, всё чудесным образом преображается: женщины из захолустной станции становятся чуткими и даже нежными, готовыми не просто помочь молодой матери, а изменить её судьбу и разделить её с ними, каждая из них понимает, что вместе с Лёвчиком (Владимир Баженов, ещё одна превосходная актёрская работа) ничего хорошего ни она, ни ребёнок не увидят. «Чернуха» обернулась светлой притчей. И ОН осеняет её как распятие.

Такой это был фестиваль. Разноречивый, вызвавший множество радостей и сомнений, заставивший думать и сопереживать. И ждать – через два года будет новая «Театральная деревня», которая опять соберёт единомышленников, людей, которые на вопрос «Любите ли вы театр?» имеют полное право ответить «Да!».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры