издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Будьте всегда на коне!

В Нукутском районе прошёл национальный бурятский праздник Сур-Харбан

«Кризис» и «праздник» – понятия малосовместимые. Какой может быть праздник, когда экономика падает, цены растут, доходы снижаются? Особенно тяжко в нашем регионе приходится деревне, и прежде всего усть-ордынской, поскольку округ является территорией сугубо аграрной. Тем не менее в минувшие выходные дни в одном из районов округа, Нукутском, с большим успехом прошёл национальный бурятский праздник Сур-Харбан.

– Все говорят: «кризис, кризис». В нашей жизни было столько кризисов, войны были, но никогда мы не забывали о традициях и обычаях, – сказал на церемонии открытия Сур-Харбана депутат Законодательного Собрания Иркутской области, генеральный директор СХЗАО «Приморский» Аполлон Николаевич Иванов. – Потеряв свои традиции, народ растворится. Поэтому, как бы трудно ни было, проводить такие мероприятия стоит.

Начало Сур-Харбана. Вот выстраиваются колонны различных муниципальных образований. Ведущие называют наиболее «знатных» участников. В одной из колонн – мастер спорта по борьбе, талантливый тренер Александр Бельков, в другой – Денис Лабузов, который в настоящее время обучается в Московской школе олимпийского резерва. Ново-Нукутское муниципальное образование поставило в свою колонну мастеров спорта по шашкам и шахматам Михаила Сахидакова, Афанасия Улахонова, Мэлса Бигадаева. Гордостью закулейской колонны был Виктор Тапхаров – призёр соревнований Сибири и Дальнего Востока, области и округа по конному спорту. А рядом с ним – тренер по вольной борьбе Василий Иринцеев, среди воспитанников которого есть призёры чемпионата Сибири и Дальнего Востока среди юношей.

Выступавшие говорили о Сур-Харбане как о празднике, пришедшем из глубокой древности. Нынешнее современное выражение переводится как «стрельба в сур» (кожаную мишень). Но в старые времена этот праздник имел другое название – «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужей»). Три игры – это стрельба из лука, конные скачки и борьба борцов (баторов). Выступавшие гости, между прочим, так и трактовали этот праздник.

Кстати, о гостях. Нынешний Сур-Харбан призвал на родную землю славных своих сынов. Это академики А.К. Тулохонов и В.Я. Баденников, прокурор Республики Бурятия В.Г. Петров… Принял участие и Георгий Иннокентьевич Петров, который является выходцем из этих мест, возглавлял районную комсомольскую организацию в годы освоения целины и по сути был одним из руководителем этой важнейшей кампании. Потом Георгий Иннокентьевич на протяжении двадцати лет руководил районом и очень многое сделал для его развития.

Национальный бурятский праздник, как и праздники других народов России, во многом связан с циклами года вообще и с циклами сельскохозяйственного года в частности. В 80-е годы усть-ордынская деревня жила напряжённой жизнью. Не успели отсеяться, как надо пары пахать. Пары вспахали – появилась небольшая пауза перед стрижкой овец (а это очень трудоёмкая работа) и сенокосом. В эти неделю-другую и стремилось сельское население провести свой праздник. А дальше уже надо за кукурузу приниматься, косить её, следом хлеба подходят, и так почти до «белых мух». Поэтому так необходима физическая, а ещё больше – психологическая разгрузка для сельского труженика. Сегодня трудовое напряжение носит иной характер, а психологическое давит куда сильнее.

Среди гостей Сур-Харбана были и мэры Саянска и Зиминского района – регионов, с которыми дружат нукутцы. Причём приехали они не с пустыми руками. Так, Саянск направил сюда своего художника-дизайнера, который постарался ярко оформить эстраду. Был привезён также детский аттракцион из надувных матрацев. Постарались и земляки, которые проживают теперь в Бурятии. Они собрали приличную сумму и передали её устроителям мероприятия для награждения лучших спортсменов.

Сур-Харбан – мероприятие, которое всегда проходит по-разному. Например, праздник, проводимый в начале 80-х в Еланцах, имел ярко выраженный спортивный характер, в Байтоге Эхирит-Булагатского района (середина 90-х годов) ему придали красочный колорит народного сказания «Гэсэр», в Баяндае резко усилили религиозный акцент, ввели шаманов, произвели публичное изгнание злых духов с помощью огня, в Кутулике (начало 2000-х годов) сделали ставку на конно-спортивные мероприятия. А в Осе в разгар торжеств в центре стадиона посадили вертолёт, из которого вышли Ирина Аллегрова и Иосиф Кобзон.

В Нукутах же всё было скромнее и намного душевнее. Праздник был обозначен устроителями как культурно-спортивный. Но оба этих направления реализовывались силами в основном местных жителей. И гости почувствовали, как богата наша земля талантами. Шквал аплодисментов вызвало исполнение национальных песен ученицей Ново-Нукутской школы Тамарой Семёновой. Произвело впечатление выступление бурятского коллектива «Ангара» (с. Хадаха), студии спортивного танца «Грация», представителей ансамбля «Кодекс», фольклорного ансамбля «Красная горка» из Иркутска.

Песни и сказания, мифы и предания, традиции и обычаи – всё это часть культуры. Очень радует, что в Нукутском районе сохранилась сильная тяга к духовности. Ещё одним подтверждением тому является выход книги «Свет Унгинской долины», которая была представлена во время празднования Сур-Харбана. Инициировал написание такого фолианта (говорю это без иронии, книга весьма объёмистая) Георгий Иннокентьевич Петров. Он проделал огромную работу по сбору материалов, привлечению к этому делу очень большого количества местных жителей и выходцев из Нукутского района. Авторам удалось поднять значительный пласт духовности народа, становления и развития, начиная с первых десятилетий ХIХ века. Коммуны и коллективизация, война и целина, вклад улигершинов в духовную сокровищницу западных бурят, почвозащитная система, крутой подъём сельского хозяйства в районе в 80-е годы – всё это и многое другое нашло отражение в очерках.

Едва закончилась презентация книги, как начались конные скачки. Перед этим было опасение, что они могут сорваться из-за переменчивой погоды, но всё обошлось, хотя кое-где на беговой дорожке ипподрома сверкали огромные лужи. Эти соревнования всегда привлекают наибольшее количество зрителей, болельщиков. Нынешнее не было исключением. У каждой лошади свои поклонники, у каждого наездника свои болельщики.

Любовь к лошади у бурятского народа запечатлена во многих старинных улигерах (сказаниях). Хотя… Что такое бурятская лошадь? (Под словом «бурятская» имеется в виду прежде всего сформировавшаяся в Забайкалье, однако она и у нас в Приангарье распространена). Она имеет родство с монгольской и является самой низкорослой в Сибири (средняя высота в холке – 132 сантиметра). По характеру смелая, спокойная и уверенная. Один из участников праздника рассказывал следующее. Когда на фронт пригнали этих бурятских лошадок, казаки, которым они предназначались, посмеялись, что, мол, за жеребят прислали. Начался артналёт – взрывы, грохот, а «бурятки» стоят не шелохнувшись. После этого казаки лошадей так полюбили, что просили только их отправлять на фронт.

О коневодстве в Нукутском районе можно говорить долго. Вспомним тружеников колхоза «Унгинский скотовод», которые отправили на фронт 200 лошадей. Или как совхоз «Первомайский» принимал в 1941-м коней с одного из эвакуированных племзаводов. Выходили их. На исходе войны отправили коней назад, а потомство осталось. И в этой среде вырос жеребец Толчок, который на московском ипподроме установил мировой рекорд. Золотом готовы были заплатить иностранцы за него, только продайте. Не продали.

– Конь для нас значит очень много. Это прежде всего возможность проявить себя, быть первым, – говорила одна из участниц Сур-Харбана. – Приятно сознавать, что есть у нас мужчины, которые всегда на коне. Они могут и коня держать, и повести за собой целые поколения!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры