издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы несём ответственность перед нашими клиентами за их деньги»

Иркутск посетила представительная делегация руководства ОАО «Альфа-Банк». Топ-менеджмент банка встретился с местными властями, клиентами, сотрудниками. Третий год подряд авторитетное европейское издание «Euromoney» признаёт его лучшим кредитным учреждением России. Председатель правления Альфа-Банка Рушан Хвесюк не сомневается: победе в номинации в нынешнем году способствовали решения, которые банк принимал в кризис. Именно они обеспечили его устойчивость в непростых условиях. О том, какие задачи ставит перед собой Альфа-Банк и что даже в кризис можно не просто работать, но и зарабатывать, рассказал председатель правления Альфа-Банка Рушан Хвесюк Елене Давыдовой.

– Рушан Фёдорович, в наше неспокойное время бизнесмены буквально живут в офисе, а вы практически всем руководящим составом находитесь в региональной поездке. Насколько нам известно, вы уже посетили многие регионы и отправитесь дальше. Какова истинная цель вашей региональной поездки?

[title=»НАША СПРАВКА» width=»40%»]
Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. По данным аудированной финансовой отчётности (МСФО) за 2008 год, активы группы «Альфа-Банк», куда входят ОАО «Альфа-Банк», дочерние банки и финансовые компании, составили 27,1 млрд. долларов США, совокупный капитал – 2,2 млрд. долларов США, совокупный кредитный портфель – 19,2 млрд. долларов США. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 230,1 млн. долларов США (по состоянию на 31 декабря 2007 года – 253,5 млн. долларов США).
По состоянию на 1 июля 2009 года в Альфа-Банке обслуживается около 56 тыс. корпоративных клиентов и 3,5 млн. физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 333 отделения и филиала банка, в том числе дочерние банки в Казахстане и Нидерландах и финансовая дочерняя компания в США.

– Хочу сказать сразу – региональные поездки высшего руководства банка являются регулярными: у нас была поездка в июле прошлого года, до этого были также подобные поездки. И с кризисом это никак не связано. Мы рассматриваем свой визит как возможность провести встречи с нашими сотрудниками в регионах, это своего рода «сверка механизмов»: общаясь с сотрудниками, мы смотрим, прежде всего, насколько реализуются на практике основные принципы управления, насколько всё близко к тем методам работы с нашими клиентами, которые мы декларируем на федеральном уровне. Ведь не секрет, что именно клиенты составляют капитал любого банка: банк без клиентов – это ничто, это просто оболочка. И в этом аспекте для нас также очень важны встречи с клиентами, которые мы проводим в каждом городе. Альфа-Банк работает в 9 часовых поясах, и в каждом регионе присутствует своя региональная специфика, отличающая методы работы с клиентами. Такие встречи помогают лучше понять клиентов, понять их бизнес, для того чтобы в будущем предложить что-то новое или же усовершенствовать уже используемые продукты. Кроме того, есть ещё один довольно важный момент, мотивирующий нас на подобные поездки, – наш банк традиционно работает с реальным сектором экономики, а где, как не в регионах, как раз и находится большая часть всех российских предприятий. И в данном случае нельзя недооценивать роль регионов.

– Как сегодня обстоят дела у Альфа-Банка? Как на вашем банке сказался кризис: были ли у вас сокращения в коллективе, сокращения зарплат?

– Альфа-Банк всегда отличался определённым консерватизмом. Но время наглядно показало, что в банковском бизнесе консерватизм – это скорее хорошо: именно благодаря тому, что мы всегда всё тщательно взвешиваем и продумываем, мы смогли избежать некоторых ошибок наших коллег. И, как итог, несмотря на более позднее вхождение в определённые сферы банковского бизнеса, мы за короткое время смогли занять там лидирующие позиции.

То же самое и с кризисом, который на самом деле начался не осенью 2008 года, а значительно раньше – мы начали к нему готовиться ещё в начале 2008 года. Мы предвидели многие негативные моменты и уже тогда начали пересматривать основные принципы корпоративного кредитования, значительно ужесточив требования к заёмщикам, пересмотрев возможность кредитования отдельных отраслей, к тому времени уже серьёзно «перегретых» (строительство, например). Начиная с осени, мы, в отличие от многих наших коллег из других банков, начали фиксировать просрочку на самой ранней стадии, относя проблемные кредиты к просроченной задолженности. Мы начали более пристально наблюдать за нашими заёмщикам, внимательно анализируя финансовые показатели их деятельности. Ещё в октябре прошлого года мы создали специальное управление по работе с активами, полученными в результате работы с должниками.

Что касается сокращений сотрудников и заработной платы, то мы оптимизировали численность сотрудников отдельных направлений, исходя из масштабов бизнеса. Это рабочие моменты, и они не связаны с кризисом, т.к. мы никогда не раздували штат, всегда чётко просчитывали функциональную необходимость практически каждой штатной единицы. Да, сейчас люди работают больше, возросла нагрузка, но это всё же лучше, чем сокращения. Сегодня мы экономим на всём, именно поэтому сознательно отказались от выплаты бонусов за 2008 год.

Новая реальность

– Кризис кризисом, но жизнь не остановилась. На чём банк зарабатывает сегодня и на чём планирует зарабатывать в будущем?

– Кризис внёс серьёзные коррективы в развитие банковского бизнеса и заставил сместить акценты. В нынешней ситуации корпоративное кредитование, безусловно, сохраняет своё значение, но вместе с тем происходит развитие других направлений, например, расчётного бизнеса.

На протяжении нескольких последних лет мы вкладывали серьёзные средства в развитие IT-технологий, делая при этом упор на самые современные продукты, одним из которых и стал расчётный бизнес. В марте 2009 года в банке завершилась масштабная программа «Евразия», одним из основных достижений которой является построение единой, высокотехнологичной, централизованной платформы для обслуживания корпоративных клиентов. Данная технология позволяет предложить всем нашим клиентам, вне зависимости от места их расположения, всю линейку продуктов, и в первую очередь расчётных. Таким образом, о развитии расчётного бизнеса мы задумались давно (программа длилась 2,5 года).

Стоит отметить, что в расчётном бизнесе мы уже имеем серьёзный опыт. Так, ещё с февраля 2008 года, победив в тендере, Альфа-Банк успешно осуществляет финансовые расчёты между участниками оптового рынка электрической энергии. То есть мы являемся уполномоченной кредитной организацией, обслуживающей все масштабные операции на этом рынке, объёмы которого исчисляются миллиардами рублей, а количество операций в день достигает нескольких десятков тысяч. Кроме того, в этом году Альфа-Банк был выбран расчётным банком Российского союза автостраховщиков и начал обслуживать взаимные расчёты страховщиков в рамках прямого урегулирования убытков по ОСАГО, причём технология предусматривает двойную систему гарантии проведения своевременных расчётов.

Проанализировав весь наш опыт сотрудничества с большими компаниями, мы создали определённые наборы услуг, сформированные по тарифным планам, которыми могут воспользоваться сегодня и небольшие компании. Для этого достаточно прийти в наш офис, выбрать оптимальный тариф, подходящий именно этой организации (зачем покупать те опции, которые совершенно не нужны конкретной компании?), и всё … можно начинать работать. Таким образом, за довольно небольшие деньги организация может получить весь спектр современных расчётных продуктов, использование которых значительно упрощает ведение бизнеса и позволяет экономить средства, что особенно актуально сегодня.

– Начиная практически с осени прошлого года, многие федеральные СМИ, да и в регионах тоже, неоднократно освещали многочисленные судебные процессы, в которых Альфа-Банк требует вернуть выданные ранее кредиты. В чём причина этих многочисленных исков: ошибки при выдаче кредитов, ухудшение общей экономической ситуации или что-то иное?

– В этом году Альфа-Банку будет 19 лет, и сегодня мы являемся крупнейшим частным банком страны. Подчёркиваю – частным, а значит, не получающим финансовых вливаний от государства: все кредиты, полученные нами от ЦБ и ВЭБ, мы получали на общих основаниях, т.е. на определённых условиях и под процент. Таким образом, деньги, выданные нами в виде займов клиентам, являются большей частью заёмными, и за ними к нам в любой момент могут обратиться наши клиенты. В том числе и наши частные клиенты, которых у нас сегодня уже более 3,5 млн. человек. Отсюда такая жёсткая позиция к нашим корпоративным заёмщикам!

Вы думаете, нам доставляет огромное удовольствие вести эти бесконечные судебные процессы? Нет, но, к сожалению, мы не можем себе позволить реструктуризировать долги наших заёмщиков, как это делают сегодня многие банки, зная, что клиент иногда просто не хочет отдавать заёмные деньги, мотивируя это кризисными явлениями в экономике. Представьте себе, вы приходите в банк, а вам говорят: «Мы не можем вернуть ваш вклад, так как нам не отдал кредит такой-то олигарх…». На наш взгляд, это не совсем правильно.

Мы всегда выполняем свои обязательства – и в 1998, и в 2004 годах каждый мог прийти в банк и забрать свои деньги. И такого же отношения мы ожидаем и от своих заёмщиков.

– Альфа-Банк продолжит участвовать в санации проблемных банков?

– Это вполне возможное развитие событий. Но мы частный банк и подходим к этому вопросу достаточно рационально. Если банк подходит нам по параметрам (целевой сегмент, качество портфеля, квалификация персонала, уровень представительства территориальных банков), то мы можем принять участие в проекте. К тому же ресурсы для этого имеются.

– Отразился ли кризис на участии Альфа-Банка в финансировании проекта по созданию в России производства поликристаллического кремния, реализуемого компанией Nitol Solar в Иркутской области?

– Не отразился. Мы по-прежнему участвуем в финансировании проекта. Напомню, Альфа-Банк уже предоставил НИТОЛУ 4,5 млрд. рублей на финансирование текущих потребностей, включая рефинансирование задолженности. ГК «Роснано» инвестирует в данный проект около 7,5 миллиарда рублей: 4,5 млрд. – в виде долгосрочного займа, 3 млрд. – в виде поручительства госкорпорации.

– Насколько продуктивным оказался ваш визит в наш город?

– В ходе нашего визита в Иркутск прошли встречи как с местными властями, так и с клиентами – реальными и потенциальными. Как я уже говорил, непосредственное общение с клиентами помогает лучше понять их потребности и ожидания, выяснить степень удовлетворения качеством обслуживания. Состоялась встреча руководителя блока «Розничный Бизнес» Алексея Марея с мэром Шелеховского муниципального района Юрием Сюсиным, также являющимся председателем Ассоциации глав районов Иркутской области. Результатом встречи стал подписанный договор о перечислении денежных средств с администрацией, положивший начало реализации серии зарплатных проектов, охватывающих все бюджетные учреждения города Шелехова и района.

Топ-менеджеры Альфа-Банка посетили и своего давнего клиента – Иркутский авиационный завод. Московских гостей встречал генеральный директор ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут», вице-президент Александр Вепрев. После экскурсии по заводу и обсуждений дальнейших перспектив сотрудничества руководство Альфа-Банка подарило на память репродукцию картины лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который является вице-президентом Альфа-Банка. В свою очередь и Альфа-Банку были вручены памятные подарки.

Ещё одним исключительно важным итогом нашей поездки является состоявшаяся встреча с сотрудниками филиала. Банк у нас большой, всего в нём работает около 13 тысяч сотрудников. Поэтому мы использовали наш приезд, чтобы непосредственно в ходе живой личной беседы донести до сотрудников банка в регионах своё видение происходящих процессов, обсудить имеющиеся проблемы и возможные пути их решения. В то же время от них мы услышали региональное видение изменений, происходящих в банке, из первых уст узнали о реакции на них, получили большое количество реальных предложений по совершенствованию проектов. Это было важное, плодотворное и взаимополезное общение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры