издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эстафета веков

Говорят, что Иркутск – это прежде всего академический драматический театр им. Охлопкова, памятник истории и культуры 19 века. И спорить не станем, но рядом хотелось бы поставить не менее прекрасное здание нового музея истории города Иркутска на улице Франк-Каменецкого, ставшее своего рода доминантой, культурно-архитектурным центром города. Теперь об этом можно говорить с гордостью, хотя ещё год назад на него мало кто обращал внимание. На своём веку это кирпичное двухэтажное здание, построенное купцом-меценатом Сибиряковым в память о сестре Антонине Кладищевой, стало заметным социальным объектом. Сначала в нём располагалось городское училище, затем губернский отдел народного образования, советская трудовая школа второй ступени № 7, семилетняя школа № 61, школа рабочей молодёжи № 13, сменная общеобразовательная школа № 2.

Когда рабочие победившего в тендерных торгах треста «Иркутскжилстрой» приступили к ремонтным работам в школе № 2, обнаружилось, что всё здание в трещинах. После тщательного осмотра городские службы поручили подрядчику разработать проект и сделать усиление фундаментов и стен. Словом, сделать новую школу. Потом  убедились, что по красоте это редкий в архитектурном плане объект, каких в городе поискать. Отдел культуры обратился к мэру, депутатам городской Думы с просьбой отдать его под музей истории, а  функции школы передать другому учебному заведению. Убедили, и подрядчику последовало новое задание – перепроектировать школу под музей.  

– Мы сделали проект, прошли экспертизу, что для нас было делом непростым, поскольку до этого не занимались проектированием объектов культурного наследия, –  рассказывает председатель совета директоров «Иркутскжилстроя» Сергей Петренко. – Ушло на это без малого полтора года.

– В апреле 2008-го принято решение о перепрофилировании школы под музей, а в декабре открылось финансирование, – говорит начальник стройки Сергей Бурмистров. – Чертежи выдавались день в день, на момент работы, то есть трудились «с листа».

Наиболее сложные дела предстояло выполнить  внутри здания. Скрупулёзно, по архивным данным, изучались применяемые полтора века назад технологии – штукатурные, лепные, гипсовые. Снимались старые материалы, приобретались новые, в том числе дефицитные, с которыми прежде не работали. При этом проявили поразительные способности, на ходу овладевали новыми технологическими операциями, приёмами строительной науки и мастерства. Требовалось как бы совместить ткань, дерево, гипс и штукатурку и воплотить эту мешанину в декор.

В залах, коридорах, кабинетах  – весьма редкая технология отделки «лабиринт» по типу венецианской штукатурки, которую, по словам Сергея Бурмистрова, могут делать в Иркутске всего несколько человек. «Здесь очень много расцветок, надо быть просто художником, – добавил Сергей Петренко, когда мы зашли в первый, или, как его назвали строители, Георгиевский зал. – А делали её женщины под руководством прорабов Юлии Янышевой и Нины Гавриловой». Добавим, что у известного в тресте и городе мастера отделки Гавриловой это был последний, перед уходом на пенсию, объект. Она учила молодёжь, как тяги сделать, лепнину, тарелки-розетки под светильники на потолке, полиуретановые колонны…

Ну а тон в работе задавали бригадир Лидия Симонова, плиточник Анатолий Пашков, отделочники Владимир Кокауров, Ирина Дубинская, Надежда Протасова. Руководили стройкой заместители генерального директора Александр  Саксонов и Иван Гриценко, техническое руководство проектом осуществлял Константин Алексеев, а контроль за работами – начальник УКСа города Иркутска Алексей Толстиков. «Хорошо ещё, что нас не торопили, – добавил Сергей Петренко. – Частенько посещавший объект мэр города Владимир Якубовский советовал: «Не торопитесь, сделайте музей лицом города».  

И это удалось. Величественный обновлённый уникальный памятник истории и архитектуры впечатляет. Содержание его можно выразить в трёх словах: рациональность, прочность, дизайн. Привлекают как внешние, так и внутренние архитектурные ансамбли. И прежде всего, конечно же, упомянутый Георгиевский зал, составляющий композиционное ядро музея. В нём заново оштукатурены и расписаны стены и потолок, который украшают индивидуальные  люстры. Всё это придаёт обстановке торжественность, тонкий лиризм и удивительную свежесть. Красиво, светло, комфортно.

Не менее эффектно смотрятся и остальные залы – с тонкой лепниной, мозаичными деревянными полами и красивейшими люстрами, изготовленными по спецзаказу в Австрии, Испании, Чехии… Экспозиции «Археологические памятники Иркутска» и «От острога до города» посвящены истории археологии и этнографии нашего края. Здесь вы познакомитесь с первобытными стоянками, которых на территории области найдено более 60, уникальными захоронениями  Глазковского предместья,  древними орудиями труда, останками доисторических животных, макетами острогов и многим другим.

В третьем выставочном зале – «Мастера земли иркутской» – история развития города. Экспозиция пока полностью не выставлена. Она будет пополняться изделиями Дома ремёсел, который разместится в реставрируемом сегодня здании бывшей Куйбышевской администрации. В плане также строительство сквера с чудесным фонтаном.  Верится, что очень скоро угол улиц Франк-Каменецкого и Карла Маркса превратится в культурно-архитектурный центр столицы Восточной Сибири.

– Нет в городе ни одного исторического объекта,  отреставрированного на столь высоком профессиональном уровне, – с гордостью заявила зам. директора музея Зинаида Брейслер. – Это единственное в Иркутске учреждение для приёма инвалидов-колясочников. Для них здесь и прекрасный заезд, и специальный лифт, и  туалетная, и комната отдыха…

Привлекают и просторные вестибюли, и комнаты отдыха, которые не только украшают, но и защищают обитателей и гостей музея от солнца, пыли, шума. Кафе,  раздевалки  – всё сделано на европейском уровне. Можно, конечно, сослаться на великолепные отделочные материалы, импортное оборудование, мебель, однако нельзя не заметить и того, с каким умением и любовью всё это использовано.      

На реставрации памятника трудилось очень много людей, в том числе из субподрядных организаций. Солидный вклад по проектированию реставрационных работ внесли специалисты ир-кутской фирмы «Традиция»,  по электротехническим работам – ВСЭМ, слаботочным –  ЗАО АТС «Сервис»,  вентиляционным – «Успех-Вент», постарался поставщик люстр ООО «Акцент»… Одним словом, участвующие в реконструкции и реставрации коллективы, и прежде всего ЗАО «Иркутскжилстрой», вложили в этот объект  душу и тепло своих сердец.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры