издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прогулки по Кутулику

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, режиссёр театра «Чудак», г. Ангарск

В августе мы всегда вспоминаем Александра Вампилова. И родился, и погиб он в этом месяце. Драматургом на все времена назвал сибирского классика коллега по цеху Виктор Розов. И не ошибся. В ХХI век Вампилов пришёл как современник. Его пьесы дышат вровень с нашим днём. Помогают осознавать себя и высоким профессионалам сцены, и энтузиастам-любителям, и их зрителям. Сегодня публикуем заметки о Вампилове в ангарском театре «Чудак».

«В Кутулике, возможно, вы никогда не бывали, но из окна вагона вы видели его наверняка» – это строки из очерка Александра Вампилова «Прогулки по Кутулику». Написано в 1968 году. Годы промчались, но Кутулик, само собой, стоит на своём месте. Если ехать поездом с востока на запад, то через полчаса после Черемхова справа – вот он, райцентр Аларского района.

Эта точка на карте Иркутской области, на карте России и на карте мира примечательна прежде всего тем, что здесь  вырос драматург Александр Вампилов. Никому не ведомый районный центр он сделал известным всей планете.

Кутулик подарил миру дарование первой величины. В райцентре есть теперь библиотека имени А. Вампилова, улица А. Вампилова. В своё время в школе был создан клуб «Юный вампиловец». Старшеклассники изучают произведения земляка. А в 1978 году на малой родине драматурга открылся музей Александра Вампилова.

Так сложилось, что в открытии  этого музея довелось участвовать ангарскому театру «Чудак» из ДК нефтехимиков. В репертуаре ангарских любителей были вампиловские «Провинциальные анекдоты», и в этот торжественный для райцентра день их пригласили со спектаклем в Кутулик. «Чудакам» как почётным гостям доверили перерезать красную ленту перед входом в отданную под музей учительскую квартиру, где проживала некогда семья Вампиловых. В тот же день ангарские лицедеи-любители показали на сцене районного Дома культуры «провинциальный анекдот» Вампилова «Двадцать минут с ангелом». Оказалось, это был первый вампиловский спектакль, сыгранный на сцене РДК. Его пьесы шли уже по миру, но кто-то должен играть вампиловские драмы и комедии вот здесь, в Кутулике. Ими оказались любители из Ангарска.

«Анекдоты» сибирского классика надолго поселились в репертуаре «Чудака». В разные годы осуществлено несколько  вариантов их сценических версий, более ста раз «Анекдоты» были показаны зрителям. И не только в Ангарске, но и в Москве, в Сочи, в Чите, в Утулике, в Лиственничном близ места, где погиб Вампилов, в Иркутске, в Шелехове…  «Анекдоты» ставили в «Чудаке» и вместе, и порознь, иной раз добавляли к ним вампиловские миниатюры, в один из спектаклей входила даже песня на юношеские стихи Вампилова «Шаткая калитка», их положил на музыку ангарчанин Борис Ямпольский.

И в Кутулик не раз приводила дорога ангарский «Чудак». Запомнилось представление «Истории  с метранпажем» в 1992 году, когда в Кутулик на 55-летие драматурга приехали из Иркутска в изрядном количестве писатели, поэты, артисты, режиссёры, критики, театроведы, театральные деятели, журналисты… Для спектакля это была изысканная публика. Многие из этих людей близко знали Вампилова, приятельствовали и дружили с ним, любили его. На их глазах драматург сочинял свои замечательные пьесы. Они знают прототипы вампиловских персонажей, шутки и ситуации, составившие драматургическую канву. Встреча со спектаклем была для них встречей со своей юностью, с любимым и дорогим. На каждую фразу, на острые вампиловские словечки, на всякий поворот сюжета эти люди, заполнившие зал районного Дома культуры, реагировали необычайно бурно, восторженно и сопричастно. На спектакле они и посмеялись, и поплакали. Это был счастливый случай в жизни «Чудака». Как говорится, таких зрителей поискать надо.

Среди других в зале был народный артист России Виталий Венгер. Он хохотал заразительно, то и дело показывал своему другу-«чудаку» Анатолию Трапезникову, исполнителю роли администратора гостиницы Калошина, поднятый вверх большой палец и аплодировал. Известно, что Венгер и сам исполнял роль Калошина на сцене драмтеатра имени Н.П. Охлопкова.    

В 2003-м, в год 25-летия вампиловского музея, в Кутулике вспомнили об ангарчанах, участвовавших в открытии. И вот «Чудак» снова в Кутулике.  И снова «Двадцать минут с ангелом». Новая постановка. Почти сплошь новые исполнители ролей. Ветераны Татьяна Шляпнева и Владимир Путято теперь уж в других ролях, а тех своих молодых героев передали в юные руки нового поколения «чудаков».

420 мест в зале на этот раз заполнили свои, кутуликские, зрители. Разных возрастов. Много юных лиц. Для них это, скорее всего, была первая встреча с вампиловским спектаклем, смотрели доверчиво и внимательно. Поначалу много смеялись, как это, видимо, и задумано у Вампилова. А потом, по ходу развития драматической ситуации, притихли. Тут явил себя жанр трагикомедии, в котором решён спектакль.

Музей-юбиляр к тому времени расширил свои владения, экспонатов прибавилось. Появилась комната, где удалось собрать и расположить в том, давнем, порядке подлинные вещи вампиловской семьи – от кровати и этажерки до тетрадки и авторучки.

Хозяйка музея  Юлия Борисовна Соломеина – в прошлом учитель Кутуликской школы. Это необыкновенная женщина. Страсть и преданность, энергия и подвижничество. Она из пассионариев. Про Вампилова Юлия Борисовна знает всё. Её память хранит сотни случаев, фактов, дат, событий, деталей, подробностей. В её рассказах Саня Вампилов, как звали его друзья, предстаёт не только объектом для монумента, но и, естественно, озорником, шутником, балагуром. Вот, скажем, у Вампилова и в школе, и в университете плохо обстояло дело с немецким языком. Для университетского экзамена Вампилов вызубрил на немецком языке фразу: «Я вас умоляю, поставьте мне троечку». Педагог было разгневался, но тройку поставил. По иронии судьбы пьесы Вампилова впервые были опубликованы на немецком языке. На родине мешали свирепые цензурные «рогатки», а немцы первыми перевели и напечатали то, что стало впоследствии всемирным достоянием.

В очерке Вампилова есть рассуждения о среде, про которую принято говорить, что она нас засасывает и заедает: «… среда – это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда – каждый из нас, в отдельности?».

Юлия Борисовна Соломеина как раз тот элемент среды, который вносит в неё благотворное начало. В созданный ею музей приезжают все, кто оказался в Иркутске и имеет к театру хоть какое-то отношение. Подобно тому, как все, кто очутился в Лондоне, устремляются в Стратфорд-на-Эйвоне, к Шекспиру.

Познакомил Кутулик ангарчан и с другими славными людьми. Водитель автобуса Неля провела в этот день в дороге 12 часов, чтобы привезти «Чудак» в Кутулик и увезти обратно. Пока шёл спектакль, Неля ездила домой, за 40 километров от Кутулика, доить корову. (Заметим в скобках, что так работать, ясное дело, нельзя, но когда ещё Россия от этого отучится?)

Во время поездки с одной из «чудачек» случился сердечный приступ. Больница. Капельница. Волнения и долгое ожидание. Выручили добрые жители райцентра. И увезли, и нашли врача, и терпеливо ожидали, когда ситуация разрешится…

Впечатления от  краткого свидания с Кутуликом, естественно, клочковатые, но определённые. Множество замечательных людей.   Чуткие, жадные зрители. На дворе тьма беспросветная. Грязь непролазная (это не метафора, буквально не пролезть). Туалета не сыскать. Пока ходили в музей, наткнулись на пьяного, рухнувшего на дороге навзничь. Объяснить, куда его отвести, он никак не мог. Усадили горемыку на скамейку возле библиотеки имени А. Вампилова, благо вечер был не только тёмный, но и тёплый. Как знать, может, этот бедолага мог стать персонажем одной из вампиловских пьес – из тех, что рано ушедший драматург не успел написать.

Когда попадаешь в такие места, тревожит вопрос: как же живут здесь люди? А ведь сколько на нашей земле ещё более глухих, удалённых от цивилизации мест. Но – живут. Процитируем ещё один из очерков Вампилова: «Что думает человек, который никогда не видел ни одного живого слона, никогда не ездил в поезде, ни разу не был в театре? Что думает он, сидя на крыльце сельского клуба? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть». А тревога всё же остаётся.

Тревога вообще сопровождает жизнь наших «Анекдотов». Это очевидно задано автором, который, по его словам, писал о том, от чего не спится по ночам.

Помнится спектакль в ангарской подростковой воспитательной колонии. Аудитория, сами понимаете, не похожая ни на какие другие. Но Вампилов мигом их взял в оборот. Они во время спектакля откинулись от спинок кресел лагерного клуба и с невероятным напряжением внимали происходящему на подмостках. Вампилов, известно, не писал об их проблемах. Но переломы в их судьбах как-то пересеклись с переломами в жизни вампиловских героев. Спектакль и тут попал в цель.

С некоторых пор в чудаковской «Истории с метранпажем» появился новый персонаж – Чёрт. Такого героя нет в списке действующих лиц у Вампилова. Но давно замечено, что в

пьесах Вампилова наряду с густым бытом присутствует подводное, мистическое, можно сказать, гоголевское начало. Исследователи не сегодня определили, что, например, Кочкарёв в гоголевской «Женитьбе», провоцирующий сватовство своего приятеля Подколёсина, – это Чёрт. Вот и мы в новую версию «Метранпажа» ввели Чёрта. В прологе он раздаёт постояльцам гостиницы, впутанным в рассказанную драматургом историю, ключи от номеров. Чёрт приводит в номер к Виктории, где развёртывается действие, администратора гостиницы Калошина. Другие персонажи Чёрта не видят, он присутствует словно внутри них. Лицезреют его только зрители. Текст для Чёрта мы, само собой, не сочиняли. Кто осмелится сочинять за Вампилова? Но слов у Чёрта много: для этого персонажа используются реплики других героев. Некоторые реплики он подсказывает, другие повторяет, расставляя свои акценты. Активно работает с реквизитом, подсовывая участникам истории разные предметы. И т.д. и т.п.   

В новой версии роль Калошина исполняет Сергей Андрасюк. В ходе репетиций родилась ключевая мизансцена. Когда Калошин произносит свой исповедальный монолог, переоценивая свою приспособленчески прожитую жизнь, Чёрт (Александр Говорин) проникается к нему сочувствием, расположенно прислоняется к нему, нежно кладёт свой подборок ему на плечо. На репетициях этого не было, но при первой же встрече спектакля со зрителями оба, и Калошин, и Чёрт, незамедлительно в этот момент заплакали. И так всегда – на каждом спектакле. Важно и существенно вот что: они не изображают, что плачут, а плачут в самом деле, настоящими слезами, слёзы текут из сердца.   

Кто-то сказал: «Пьесы Вампилова царапают нашу совесть». Мы сами всякий раз оказываемся исцарапанными, соприкасаясь с Вампиловым. И остро чувствуем, что то же самое происходит с нашими зрителями.

Не столь давно вампиловские «Анекдоты» ещё раз неожиданно соприкоснулись с Ангарском. Кто-то раскопал, что в своё время Александр Валентинович работал над пьесой «История с метранпажем» в одном из номеров ангарской гостиницы «Саяны». Это обстоятельство по-служило поводом открыть на фасаде гостиницы мемориальную доску. На открытие пришли писатели, которые в эти дни проводили в Ангарске област-ной съезд. Пришли и «чудаки».

А вампиловский Кутулик навсегда стал точкой и на нашей карте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры