издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зелёный мир мецената

  • Автор: Наталья ГОНЧАРЕНКО, зав. историко-мемориальным отделом Иркутского областного художественного музея «Усадьба В.П. Сукачёва»

История Иркутска неразрывно связана с именем Владимира Платоновича Сукачёва (1849 – 1920), которого иркутяне запомнили прежде всего как активного общественного деятеля, бескорыстного мецената и страстного коллекционера, подарившего родному городу картинную галерею, произведениями из которой мог бы гордиться и столичный музей. При этом мало кто знает, что у В.П. Сукачёва была ещё одна страсть, которая занимала его ум, энергию и время, – это цветы.

Причём данное увлечение, как, пожалуй, и многое другое в жизни этого удивительного человека, носило ярко выраженный филантропический характер. Сукачёву было мало в одиночку наслаждаться красотой картин или очарованием и пышным буйством растений; ему всегда хотелось поделиться прекрасным с теми, кто его окружал, – людьми близкими и не очень. Биолог по образованию, окончивший естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, Владимир Платонович никогда не работал по специальности, но любовь к растениям пронёс через всю свою жизнь и воплотил для потомков на долгие годы.

Как относиться к тому, что городской голова Иркутска был увлечён собиранием картин и выращиванием цветов? Известный иркутский общественный деятель второй половины 19 века, исследователь и публицист Всеволод Вагин полагал, что городскому голове такие интересы не подобают: «Сукачёв… артист в душе; его занимают картины, цветы и тому подобное», – с осуждением пишет он в своём дневнике. Можем ли мы, живущие более века спустя, разделять подобный взгляд на эти вроде бы пустые и незначительные увлечения нашего знаменитого соотечественника?

Мечтой Сукачёва было окружить Иркутск зелёным кольцом парков, садов и скверов. Между тем к 1885 году – времени его избрания городским головой – в Иркутске существовало единственное место, где можно было устраивать массовые гуляния, – Интендантский сад на берегу реки Ушаковки.

Попытка генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Петровича Синельникова насадить бульвар вдоль берега реки Ангары напротив Института благородных девиц оказалась на тот момент безуспешной. Через четыре года после открытия бульвар пришёл в запустение: скамейки, установленные в нём, были разрушены, повреждённые деревья засохли. А знаменитый иркутский пожар 1879 года уничтожил первый городской публичный сад за Спасской церковью.

Добавим, что за пределами городской застройки, на левом берегу Ангары, ещё в 60-х годах 19 века был устроен красивый парк, получивший название «Дача-Луна», однако отдалённое месторасположение делало его негодным для увеселения и отдыха горожан.

Патриот родного города, Владимир Платонович Сукачёв прекрасно видел недостаточность его озеленения. А у городской думы, как обычно, на эту статью расходов не находилось средств. Тогда Сукачёв, чтобы слова не расходились с делом, решил вложить в решение этой проблемы личные средства, благо, что полученное от Трапезниковых наследство позволяло это сделать. В 1894 году Сукачёв предложил восстановить Спасский сад и на восстановительные работы пожертвовал десять тысяч рублей. Восстановленный сад с устроенными в нём развлечениями для детей стал любимым местом отдыха иркутян и получил в народе название Сукачёвского.

Прекрасный парк был также разбит Сукачёвым в его усадьбе на Иерусалимской горе. Помимо привычных для сибирской природы растений, таких как ель, лиственница, берёза, в усадебном парке можно было видеть акклиматизированные Сукачёвым дубы, тую, барбарисы, маньчжурский орех и венгерскую сирень, которая прекрасно прижилась в Иркутске и вскоре заполонила сады и палисадники иркутян.

Ну а насладиться пышной красотой экзотических растений можно было в зимнем саду, расположенном в каменном пристрое к картинной галерее В.П. Сукачёва. Человек незаурядного ума и утончённого вкуса, Сукачёв в своём образе жизни ориентировался на Петербург – столицу и культурный центр Российской империи. В 19 веке высшим проявлением комфорта, красоты и роскоши в быту становятся зимние сады, которые во множестве начинают появляться во дворцах, особняках и некоторых общественных зданиях сначала в Петербурге и Москве, а затем и в провинции. Не довольствуясь отдельными растительными украшениями жилых помещений, представители дворянства, интеллигенции и крупного купечества стремились создать в интерьерах своего жилища своеобразные островки живой природы с прекрасной экзотической растительностью и особым микроклиматом – своеобразные тропические заросли с яркой зеленью и благоухающими цветами, особенно приятными под тусклым петербургским небом или в условиях суровой сибир-ской природы.

На сохранившихся фотографиях, сделанных хозяином усадьбы в конце 19 века, мы видим зимний сад таким, каким он был во времена Сукачёва. Различимы даже конкретные представители царства растений – это несколько видов пальм, фикусы, олеандры, лимоны. По воспоминаниям современников, у Сукачёва в зимнем саду также были мирты, кипарисы, розы, гиацинты и даже ландыши.

В настоящее время в условиях урбанизации мы, горожане, начинаем особо ценить растительный мир, дарящий нам красоту, комфорт, физический и душевный отдых. Возможно, в 19 веке это понималось ещё не столь отчётливо. Однако Владимир Платонович Сукачёв по своим взглядам, интересам и убеждениям в чём-то опередил эпоху, в которой ему довелось жить, и оставил нам, потомкам, свой прекрасный зелёный мир.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры