издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вестники надежды и добра

Вчера в Иркутске в обстановке праздничного торжества и многолюдности открылся седьмой по счёту Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Честь выйти первыми на охлопковскую сцену была предоставлена актёрам Академического Малого драматического театра – Театра Европы (г. Санкт-Петербург), а на камерной сцене в эти же часы звучали бессмертные пушкинские строки в моноспектакле (г. Севастополь).

Символично воспринимаются названия сценической дилогии «Братья и сёстры» Ф. Абрамова в постановке Льва Додина и «Полтава» А.С. Пушкина в исполнении заслуженного артиста Республики Крым Б. Черкасова. Не нуждается в расшифровке образно-философский смысл спектакля питерцев, который Джорджо Стрелер не побоялся назвать одним из величайших спектаклей ХХ века. Очень это по-вампиловски, чтобы все люди ощущали себя братьями и сёстрами! Ну и «Полтава», если мысленно уподобить её той битве, что пожизненно идёт внутри человека за человеческое в себе.

Год назад тот же Лев Додин в интервью журналу «Театр» горестно заметил: «А плотного слоя людей, отстаивающих нравственные принципы как главное дело своей жизни, сегодня, мне кажется, уже не существует». Вампиловский фестиваль потому, вероятно, и стал притягательным для деятелей Мельпомены не только российских, но и зарубежных, что он старается высоко удерживать планку сценического искусства, разделяющего убеждение поэта: «А всё же человек огромен, велик, огромен человек».

О концепции и особенностях нынешнего фестиваля шла речь на пресс-конференции перед его открытием. С журналистами печатных изданий, радио и телевидения встретились министр культуры Иркутской области Вера Кутищева, художественный и идеологический руководитель фестиваля, как она представила Валентина Григорьевича Распутина, и автор-менеджер проекта, его генеральный директор Анатолий Стрельцов.

Особенность не из главных, но существенная. Фестивальная осень-2009 породила у иркутян синдром раздвоения. Причём в квадрате, поскольку выбор приходится делать не только между драматическими постановками, идущими параллельно на трёх площадках. Театралов и меломанов не менее сильно влечёт IV Международный музыкальный фестиваль «Звёзды на Байкале», снискавший поистине мировую известность, как убедился его организатор и художественный руководитель Денис Мацуев. Вот уж точно, «такое празднество и чудо едва ль возможно ещё раз!». Неудивительно, что и там, и там – аншлаги до конца фестивальных выступлений.

Хоть разорвись, а всё посмотреть и послушать не удастся. Ведь только на сценах охлопковцев и вампиловцев пройдут полтора десятка спектаклей из названных уже городов, а также из Москвы, Петропавловска-Камчатского, Тюмени, Новосибирска, Омска, Ярославля, Кемерова, Братска, Иркутска. И это ещё не всё. Свои театральные коллективы делегировали Казахстан (г. Алматы) и Польша (г. Краков).

География красноречивая. Но чьи же имена на афише фестиваля? Автор «Последнего срока» В. Г. Распутин выразил удовлетворение тем, что театры не забывают творчество замечательного прозаика Фёдора Абрамова. Кроме «Братьев и сестёр», зрители увидят спектакль по его рассказам «Бабилей» в постановке столичного театрального объединения «Провинция». Писатель приветствовал также обращение к прозе Чингиза Айтматова в спектакле «Пегий пёс, бегущий краем моря», к пьесе Александра Володина «Дульсинея Тобосская». В программе трижды фигурирует имя драматурга, в память о котором и назван фестиваль. «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» – в чьей только интерпретации не смотрели иркутяне эти пьесы! Валентин Распутин привлёк внимание к «Исповеди начинающего» в постановке Владимира Андреева:

– Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой создал этот спектакль на основе композиции своего худрука по произведениям А. Вампилова «Дом окнами в поле», «Несравненный Наконечников», «Исповедь начинающего», «Сумочка к ребру» и фрагментам из записных книжек. Такого спектакля никто ещё не ставил. От себя там ничего не придумали, не добавили. Я смотрел ермоловский спектакль. Мне кажется, он очень и очень приличный, тем более что там и наши земляки играют тоже.

Можно лишь догадываться, сколько усилий потребовалось организаторам для создания комфортной атмосферы добра, любви, человечности, которой зарекомендовал себя театральный фестиваль. Но его генеральный директор А.А. Стрельцов не распространялся об этом. Журналисты атаковали его вопросами о финансовой стороне, о критериях отбора спектаклей, об итогах конкурса молодых драматургов. Вот фрагменты ответа.

– Фестиваль затратный. Спасибо правительству Иркутской области и его министерству культуры, а также Министерству культуры России за понимание и поддержку. Многие театры нашли деньги самостоятельно, чтобы приехать сюда полностью за свой счёт. Например, Камчатка, Питер, Омск, а ряд театров частично оплатили расходы, что позволило нам чуть легче вздохнуть.

Очень хочется, чтобы наш фестиваль был такой же чистый, как Байкал, такой же светлый, как эта нерпа. Вы видите образец мягкой игрушки, она будет вручена в качестве приза каждому коллективу. Мы не ставим целью определить, кто лучше, кто хуже, кто первый, а кто десятый. Мы отбирали для приглашения к Вампилову те театры и спектакли, которые стараются отвечать уровню его драматургии с позиции русского интеллигента, а не тех, что устремились в русло гламурно-клипового мышления и работают по принципу «чего изволите?». Нельзя мириться с тем, что молодёжь предпочитает смотреть телеканал, где идёт «Дом-2». Мы исповедуем и проповедуем иные ценности, которые созидают, а не разрушают душу. Нас не интересуют спектакли, которые пропагандируют насилие, унижение человека, насмешку над ним, – подвёл черту под этой темой Анатолий Стрельцов.

[/dme:i]

Заунывную многолетнюю песню режиссёров об отсутствии приемлемой современной драматургии Иркутский академический театр им. Н. П. Охлопкова не стал длить. Он предпочёл конструктивный подход и призвал на поиски молодых авторов писателей, университетскую профессуру, театральных критиков. Совместными стараниями прочли и обсудили 150 пьес. Отобрали из них всего один десяток. Приглашённые из Москвы молодые режиссёры в присутствии авторов и всех заинтересованных лиц будут излагать свои идеи. Свои впечатления А.А. Стрельцов кратко, но выразительно подытожил:

– Похоже, сегодня пьесы может писать каждый. Только одни стесняются, а другие – нет. Проблема молодой драматургии и молодой режиссуры стоит очень остро. Будем говорить об этом.

Как и на предшествующих фестивалях, о которых напомнил красочный буклет, насыщенным ожидается каждый день фестиваля. Пресс-конференции, «круглые столы», мастер-классы, встречи со студентами театрального училища, поездки на Байкал и на родину А. Вампилова в Кутулик, капустники в актёрском клубе «Чайная». А главное, главное – спектакли. Чтобы по окончании всех сумасшедше-счастливых дней любой зритель сказал благодарно строкой Давида Самойлова: «И это всё в меня запало».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное