издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шведский стол и аниматоры

Туристы задают новый уровень обслуживания в регионе в кризис

Вопреки ожиданиям, туроператоры региона не считают убытки после прошедшего летнего сезона. Хотя опрошенные «Конкурентом» профессиональные участники туристического рынка оценивают его по-разному: одни констатируют снижение спроса на 10–15%, другие – его рост на такую же величину. По мнению одного из собеседников «Конкурента», на входящий турпоток повлиял один любопытный фактор. «За последние месяцы в Иркутской области по приглашению губернатора побывало много различных делегаций», – отметил эксперт. Отличительной чертой нынешнего сезона стало увеличение потока иностранцев и «перетекание» на местные объекты туристов, которые раньше отдыхали за границей. Как выяснила наш корреспондент ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ, на региональных объектах такие туристы требуют, чтобы их обслуживали так же качественно, как на зарубежных курортах: каждый день убирали в номерах, меняли постельное белье, чтобы был шведский стол и аниматоры.

Собеседники «Конкурента» отметили, что подводить итоги нынешнего года пока рано: туристические компании только приступили к подсчётам, окончательные цифры будут озвучены управлением туризма министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы правительства Иркутской области не ранее ноября. «Кроме того, в последние два года отмечается тенденция смещения основного туристического сезона на Байкале с июня на сентябрь. Осенью активизируется сектор делового туризма: проводятся конференции, семинары и другие корпоративные мероприятия», — рассказала руководитель службы по связям с общественностью туристической компании «Истлэнд» Ольга Шилова.  

Однако промежуточные итоги лета профессиональные участники рынка подвели. «Снижение спроса всё же есть, оно составило в среднем 10-15% по сравнению с прошлым годом, против ожидаемых 30-40%, — сказала Ольга Шилова. – Впрочем, для нашей компании такое падение не было критичным». По её словам, уже в начале сезона было забронировано более половины мест в гостинице «Иркутск» на базе отдыха «Байкальские Дюны». Июль и август на Байкале считаются высоким сезоном, поэтому в это время на озере отдохнуло самое большое количество туристов – 46% от общего числа, принимаемых ТК «Истлэнд» за год.

«Наши результаты не хуже, чем в 2008 году, — рассказал «Конкуренту» заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании «Гранд Байкал» Михаил Мазур. – Да, произошло некоторое снижение числа туристов, размещающихся в гостиницах, что связано с общим уменьшением пассажиропотока в Иркутск, которое, по имеющимся у нас данным от авиакомпаний, составляет 25-35%. Но ситуацию удалось выправить за счёт наших загородных объектов».

«В нашей компании число туристов в нынешнем году увеличилось, — рассказал директор туристической компании «Green Express» Вадим Копылов. – Полагаю, что рост составил 15%, но был достаточно неровным по времени: в начале лета было падение, зато в августе мы обслужили в три раза больше туристов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сентябрь тоже порадовал». Хотя одновременно с увеличением потока туристов Вадим Копылов отметил снижение их «качества»: многие заказывают минимальный набор опций или вообще предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно, обращаясь к оператору за единичными услугами.

В числе особенностей прошедшего сезона – увеличение числа иностранных туристов у отдельных представителей турбизнеса. «Иностранцев было больше из-за девальвации рубля, которая сделала для них отдых в России более доступным, — рассказал Вадим Копылов. – Хотя мы недо-считались самой активной категории туристов – от 25 до 45 лет – больше было гостей пожилого возраста». «Политика ТК «Истлэнд» в этом сезоне была ориентирована на удержание существующих клиентов. В прошлом году Байкал посетило более 28 тыс. туристов – собственных клиентов туроператора. Из них более 11 тыс. иностранцев из 47 стран мира», — рассказала Ольга Шилова.

В целом ситуация на туристическом рынке была неоднородной. Летом 2009 года уменьшение числа клиентов в некоторых туркомпаниях достигло 40% по сравнению с летом прошлого года, цитирует председателя правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игоря Коваленко ИРА «Телеинформ». «Прежде всего это связано с финансовым кризисом», – отметил председатель СБАТа. На этом фоне довольно необычно прозвучала цифра, озвученная начальником управления туризма министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы правительства Иркутской области Ириной Рютиной: в первом полугодии число туристов, посетивших Иркутскую область, увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие сведения приводят органы статистики.  

«Не берусь комментировать это утверждение, – говорит Михаил Мазур. – Скажу только, что статистика авиа- и железнодорожных пассажирских перевозок говорит о негативных тенденциях. А других каналов поступления туристов из-за пределов области практически нет. Но что точно очевидно, так это то, что иркутяне этим летом в большей мере отдавали предпочтение отдыху в родном регионе. Благодаря этому заполняемость загородных объектов и оказалась на очень неплохом уровне. По той же причине, к сожалению, резко выросла и интенсивность дикого туризма на Байкале». «Эта цифра вполне имеет право на жизнь, — считает Вадим Копылов. – На мой взгляд, речь в данном случае идёт не о «чистых» туристах, а об общем количестве прибытий в регион. Не стоит забывать, что за последние месяцы в Иркутской области по приглашению губернатора побывало много различных делегаций».

Отличительной чертой поведения иркутских отельеров, туроператоров, рестораторов  в кризис стало внедрение гибкой ценовой политики. «Истлэнд» ввёл в гостинице «Иркутск» льготные тарифы на проживание для командировочных, льготы на выходные дни, дополнительную услугу – бесплатный Wi-Fi. «Базовые тарифы на объектах «Гранд Байкала» этим летом выросли, особенно это касается загородных объектов, таких как санаторий «Электра» и детский лагерь «Звёздный», — рассказал Михаил Мазур. – Однако при этом у нас действовали специальные ценовые предложения и достаточно обширная система лояльности как для физических, так и для юридических лиц. Всё это позволяло нашим клиентам экономить на отдыхе». Некоторые из туркомпаний даже немного понизили стоимость путёвок, рассказал Игорь Коваленко.

Наши собеседники указывают на увеличение потока новых клиентов, которые впервые воспользовались услугами компании. «В «Электре» их доля составила более 60%, тогда как в прошлые летние сезоны этот показатель был ниже 40%. В основном это люди, которые раньше уезжали на отдых за рубеж, — говорит Михаил Мазур. — Безусловно, уровень требований этих клиентов выше. Это и обязательный шведский стол, и обширное детское меню, и няни для детей, и круглосуточные аниматоры, и ежедневная смена постельного белья. Скажу прямо, в этом году клиент заставил нас попотеть, и это неплохо». Между тем, участники рынка понимают, что пока даже самые лучшие объекты Иркутской области далеки от средних отелей Турции, Египта, не говоря уже про Францию, Испанию и другие страны, хотя отдых на Байкале считается более дорогим, чем на Урале или в некоторых странах зарубежья. В среднем сутки отдыха на комфортабельной базе, теплоходе  обходятся туристу от 150 до 250 долларов, не считая дополнительных услуг, рассказала Ольга Шилова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры