издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кукольных дел мастер

  • Автор: Светлана ЖАРТУН, для «Восточно-Сибирской правды»

Всё чаще Шлюндикова, актёра областного театра кукол «Аистёнок», начинают звать Александром Александровичем. Он невелик ростом и, кажется, навечно останется молодым. Шли годы, приближая его к пятидесятилетию. «Сам не верю», – говорит актёр.

Можно было бы и не верить, но мастерство, каким он владеет на сцене, приходит только с опытом. Не мог молодой человек Саша Шлюндиков, выпускник Иркутского театрального училища, так точно и изящно водить куклу, не сумел бы в каждой выразить характер, работая первые годы в Абаканском театре кукол. Вслед за режиссёром Людвигом Устиновым он переехал в Иркутск, начал шлифовать мастерство, доказав его совершенство в программе, которая была показана зрителям на бенефисе в честь его юбилея.

Сцену полностью отдали в распоряжение актёра и кукол, которые на протяжении двадцати пяти лет работы в театре стали его партнёрами. С ними Шлюндиков разговаривает, чувствует их настроение, охоту или нежелание выходить на сцену. «Этого не может быть, – скажут некоторые. – Кукла – предмет неодушевлённый». Возможно, но все мы наблюдаем, как оживает она в руках детей и тем более в спектакле, в котором исполнитель и его герой – кукла становятся единым целым.

Александра Александровича зрители на сцене часто не видят; в чёрной одежде, сливающейся с убранством сцены, иногда в маске, закрывающей лицо, актёр начинает водить куклу, говорить её голосом, совершать поступки, которые может совершать только кукла. Каким изменчивым бывает у неё характер: наивным или доверчивым, хулиганистым или благовоспитанным, отважным или робким. Как сложно он может проявляться в философских сказках, например в спектакле  «Маленький принц».

На бенефисе Шлюндиков показал два персонажа Экзюпери – Фонарщика и Лиса. Эти образы не перепутаешь, у них разная интонация звучания, актёр меняет даже голос, который становится чуть отстранённым и хрипловатым у Фонарщика, звонким и убыстренным в речи у Лиса. Оба персонажа говорят о важных вещах, происходящих в жизни их планет, движение одной из которых ускорилось настолько, что Фонарщик не успевает объявлять о времени дня и ночи.

Шлюндиков размышляет о превратностях любви в отрывке из спектакля для взрослой аудитории «Божественная комедия». Сначала Бог вылепил из глины первую женщину для того, чтобы она стала подругой Адама. Не получилось – капризной, эгоистичной, ветреной была эта женщина, в одно мгновение сделавшая первого человека на Земле несчастным. Совсем другое дело, когда Бог создал её из ребра Адама, мужчина и женщина стали единым целым, умеющими думать и мечтать одинаково, любить и быть любимыми в унисон биения сердец.

Каскадными были номера, показанные Александром Александровичем в отрывках из спектакля «Цирк Шардан». Куклы в руках Шлюндикова становились канатоходцами, клоунами, эквилибристами, показывали ловкость и умение, свойственные настоящим цирковым артистам. Каждая кукла, какой её представлял Александр Александрович,  волновалась перед выходом на манеж, концентрировала внимание, а потом показывала мастерство, граничащее с фантастикой. Это был настоящий цирк, не уступающий по  виртуозности исполнения хвалёному канадскому «Дюсселею».

Программа, показанная актёром на собственном бенефисе, пронеслась стремительно. Зрители, среди которых были многочисленные друзья, не успевали следить за трансформациями, продемонстрированными им: он то и дело менял одну куклу на другую, перевоплощаясь из одного образа в другой. Шлюндиков – мастер, каких немного в российских театрах кукол.

Знаменит Александр Александрович  и тем, что умеет дружить не только с коллегами по работе, коллегами, которые представляют все жанры театрального искусства Иркутска. Об этом говорили актёры музыкального и драматического театров, ТЮЗа имени Вампилова. Почти каждое выступление поздравляющих сопровождалось комментариями бенефицианта, превращаясь в импровизированный капустник.

Шлюндикова любят дети, женщины и друзья. Как можно не любить этого маленького человека, несущего зрителям мир большого искусства. Актёр – кукольник! И этим всё сказано.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры