издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Евгений Евдокимов: «Роснано предлагает ресурсы, в ваших интересах взять их»

Пять проектов от Иркутской области сейчас находятся в госкорпорации «Роснанотехнологии». Только один из них, производство Nitol Solar, уже финансируется. Шансы остальных пока весьма призрачны. Между тем менее месяца остаётся до объявления открытого конкурса на создание сети российских наноцентров. У Иркутска есть все шансы выиграть, считает управляющий директор по инфраструктурной деятельности ГК «Роснанотех» Евгений Евдокимов. Однако он подчеркнул: всё будет зависеть от того, сумеют ли заинтересованные стороны представить качественный и единый проект.

– Сколько заявок от Иркутской области сейчас в Роснано?

– Насколько мне известно, пять. Среди них проект ООО НПФ «Химия древесины Фарма», лекарственных средств на основе лиственницы, проект «Солнечный кремний» (ООО «СилиТек») по производству мультикремния, наноструктурированные планарные нагревательные элементы Иркутского государственного технического университета. Все проекты сейчас находятся на самой первой стадии – согласования документации для прохождения научно-технической экспертизы (НТЭ).  Официально процедура НТЭ не начата ни по одному иркутскому проекту. Как показывает практика, наиболее подготовленными приходят проекты, где есть совместная работа науки и бизнеса. Проще сказать, учёные говорят на языке бизнеса и наоборот.

– Концепция создания российских наноцентров принята. Каковы шансы региона?

– Всего в стране будет создано 15 – 20 таких центров. Поскольку конкурс открытый, мы приглашаем всех желающих, в том числе и Иркутск. Сам центр имеет только одну цель – провести инновационный бизнес от стадии предварительной разработки до внедрения в бизнес. Поэтому такие центры появятся там, где есть сильные научные школы и есть сильный бизнес. Существуют серьёзные барьеры для развития инноваций. У разработчиков нет профессиональных команд, компетентных в выборе бизнес-модели, способных искать, работать с венчуром. Кроме того, частный капитал не готов инвестировать. Нет этого внутреннего «драйвера», акционера, который готов был бы «пинать» всю команду. Роснано готово устранять эти барьеры. На выходе мы должны иметь понятные результаты. Я имею в виду реальные научно-технические разработки и старт-апы. А значит, помимо науки в регионе должен быть активный бизнес.

– Иркутск всё это имеет?

– Базовых ресурсов семь. Площади, оборудование, кадры, пакет проектов, понимание спроса на рынке, желание частного бизнеса и поддержка инноваций властями. Да, все эти семь компонентов у Иркутской области есть.

– Поддержка инноваций властями вызывает вопросы. Насколько мне известно, в бюджете области на протяжении нескольких лет закладываются деньги исключительно на конкурс инновационных проектов. В 2009 году это 8,7 млн. рублей, в 2010-м только 1,2 млн. рублей.

– Я не комментирую эти суммы. Могу только отметить, что формы государственной поддержки – это предмет всесторонних переговоров. Повторюсь: пока я вижу у Иркутска все составляющие, нужно только консолидировать их внутри одной истории. Мне было приятно увидеть здесь довольно интересные проекты высшей школы и академических вузов. Они вполне реализуемы, но результат, ещё раз подчеркну, будет зависеть от общих усилий.

– Роснано готово объединить иркутские власти, науку и бизнес в едином проекте?

– Если люди неспособны понять, что, работая вместе, они добьются результатов, это не наша проблема. Со своей стороны Роснано даёт серьёзные ресурсы, в ваших интересах взять их. Пока наше общение с регионом достаточно эффективно. Визит Анатолия Чубайса – это лишь промежуточный результат. Следующий шаг – это качество поданной на открытый конкурс заявки. Времени остаётся совсем немного: конкурс будет объявлен до конца года. К концу первого квартала следующего года появится понимание, какие города могут претендовать на создание центров.  

– Почему было принято решение подписать с Иркутской областью только протокол о намерениях, а не соглашение, как анонсировалось ранее?

– Пока не хватает содержательного наполнения соглашения. По каким конкретно проектам мы будем сотрудничать и как область обязуется участвовать в реализации этих проектов. Протокол подписан, теперь правительству области надо работать над контентом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры