издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Крестьянские акценты

Животноводы Иркутской области завершают год «в плюсе»

  • Автор: Геннадий Фёдоров, для «Восточно-Сибирской правды»

О том, какой большой ущерб причинил хлебному полю Приангарья обрушившийся 18 сентября снежный циклон, говорилось немало. Во многом разговоры носили эмоциональный характер. Конкретика же не менее удручающая. «Убирали поле до снегопада – по тридцать одному центнеру на круг выходило, зашли туда после снега – на одиннадцать центнеров съехали», – говорил гендиректор СХ ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко. «Убрать-то мы убрали, да процентов двадцать потеряли», – вторил ему руководитель другого крупного сельхозпредприятия. Кое-кто ещё в конце октября хлеба убирал. В итоге Иркутская область намолотила около 650 тысяч тонн зерна, что значительно меньше запланированного. И намного больше того, что могли собрать, если бы опустили руки, ссылаясь на беспощадную природу. Поэтому 650 тысяч тонн – всё-таки достижение для нынешнего года.

На фоне полевых баталий как-то в тени остались дела животноводческие, хотя и труженикам ферм пришлось очень непросто. Все выпасы, пастбища, даже жнивьё после 18 сентября плотным снежным одеялом накрыло. А  наибольшее количество осадков выпало как раз там, где наиболее развито товарное молочное животноводство. Крепкие, высокоинтенсивные хозяйства лишились возможности подвозить подкормку. Ну не разгребать же снег лопатой да руками рвать зелёнку. И покатились надои вниз. Тем не менее животноводы сельхозпредприятий закончили с некоторым плюсом девять месяцев этого года. Например, мяса (в живом весе)  произведено 43,5 тысячи тонн, что на 6,4% больше, чем за тот же период прошлого года. Молока надоено 87,1 тысячи тонн, рост – 1,4%.

Но если брать все категории  хозяйств, то ситуация будет выглядеть менее оптимистичной. Ухудшают отчётность личные подсобные хозяйства. Личное подворье на 9,1% сократило производство мяса и на 2,6% – молока. Причины падения личного подворья не раз разъясняли ведущие специалисты министерства сельского хозяйства области, да и наша газета писала о том же. Старение сельского населения, сложности с заготовкой кормов, отсутствие малоформатной механизации в стайке и так далее. В итоге если в начальный рыночный период регион во многих отчётах «выезжал» в какой-то мере за счёт личного подсобного хозяйства, то теперь хоть на буксир его бери.

А крупнотоварный сектор в это же время набирает обороты. Роль флагмана играет СХ ОАО «Белореченское». Предприятия этого агрообъединения ежесуточно надаивают до 70 тонн молока, что составляет почти 32% от валового производства всех сельхозорганизаций области. Правда, неизбежен вопрос: почему объединение, сосредоточившее в своих руках почти всё дойное стадо лишь одного района (Черемховского) с некоторыми гуртами соседнего (Усольского), даёт едва ли не треть продукции всего Приангарья? Есть тут серьёзные причины, но пока ограничимся постановкой проблемы.

Серьёзный вклад в «молочную» копилку области вносят ОАО «Железнодорожник», «Большееланское», СХПК «Окинский», «Луговое» (одно из ведущих сельхозпредприятий агрохолдинга во главе с Иркутским масложиркомбинатом), агрофирма «Ангара» Усть-Илимского района и некоторые другие. Любопытно, что интерес к такой капиталоёмкой и трудоёмкой отрасли, как молочное животноводство, проявило крупное  пищевое предприятие «Гелиос» Братского района. Его основная продукция – пиво, напитки, квас – пользуется большой популярностью. Теперь «Гелиос» известен своим подсобным хозяйством, которому присвоено звание племенного репродуктора.

Вообще, в молочном секторе Приангарья наблюдается парадоксальная ситуация. Животноводы сельхозпредприятий вышли на сравнительно высокую продуктивность скота, причём значительный скачок удалось совершить в нынешнем году. Так, за 10 месяцев надоено на корову на 117 килограммов молока больше, чем за тот же период прошлого года. Всего же за январь – октябрь 2009 года от каждой бурёнки было получено по 3078 килограммов молока. Такого показателя никогда в прошлом область (включая годы наибольшего благоприятствования аграрному сектору) не имела. Даже годовые показатели среднеобластной продуктивности не дотягивали до такого уровня. Как отмечает начальник отдела животноводства МСХ Иркутской области Иван Лобыцин, таких положительных изменений удалось добиться во многом благодаря реализации национального агропроекта, то есть за счёт приобретения племенного высокопородного скота (в основном отечественного), внедрения новых технологий в производство молока и кормов.

Но есть и теневая сторона у отрасли, по поводу которой одни бьют тревогу, другие признают как неизбежность. Это катастрофическое сокращение поголовья. Если до начала рыночных реформ в общественном секторе содержалось около 200 тысяч коров, то сейчас на фермах сельхозпредприятий 31 тысяча. Принцип «меньше, но лучше» тут неприемлем. Министр сельского хозяйства Иркутской области Юрий Бажанов, которому приходится в непростых условиях разгребать тяжкое наследство, не раз говорил: «Есть ферма – будет жить деревня».

С этим трудно не согласиться. Но каждая такая ферма, маленькая или большая, не только обеспечивает деревню хоть какой-то работой и производит продукт. Каждая МТФ стоит у истоков мясного потока. А это чрезвычайно важно. Ведь у нас (да и в целом по стране) сложилась очень тревожная  ситуация. Если в 6,5 раза сократилось поголовье коров в сельхозорганизациях Приангарья, то о каком мясном потоке можно говорить?

На эту беду наложилась другая: разрушены межхозяйственные объединения по доращиванию и откорму крупного рогатого скота, которые в наибольшей степени отвечали требованиям специализации и концентрации производства. Когда существовали такие объединения, общественный сектор Приангарья производил в среднем 74,9 тысячи тонн говядины, причём в 1990-м эти объёмы выросли до 81,8 тысячи тонн. Для сравнения: в 2009 году прогнозируется производство говядины в сельхозорганизациях в объёме 8,5 тысячи тонн. Впрочем, в дореформенное время производство мяса считалось чуть ли не золотой жилой, чему способствовал комплекс стимулирующих закупочных цен.  

А сегодня этого нет и Приангарье уже не производит прежнее количество говядины. На протяжении двух десятилетий ведутся разговоры о выращивании мясных пород скота. Разговоров много, а вот значительной отдачи не наблюдается. К счастью, в последние два года вырабатывается более верный подход. Мясными породами скота «увлекли» руководителей наиболее крепких предприятий, предприятий-новаторов. Завезло герефордов, казахскую белоголовую, калмыцкую породу ОАО «Белореченское». 230 голов калмыцкой породы поступило в ЗАО «Приморский». Занялся разведением мясного скота тулунский фермер Иван Майор. Как известно, названные породы дают более высокие привесы, выход мяса у них выше, качество его лучше и т.д. Хотя и они ещё не палочка-выручалочка. Но начало положено. Будем надеяться, что и Иркутский мясокомбинат, который создал своё подсобное хозяйство на базе бывшего совхоза «Гороховский», организовал там интенсивный откорм скота, всё-таки развернётся в сторону мясных пород. Ведь уже и степные районы, такие как Ольхонский, «клюнули» на новинку. Там обживаются яки и хайлаки (помесь яков и коров).

Однако не будем забывать простую истину: чтобы бычка вырастить – годом не обойдёшься.  Поэтому в Иркутской области особый акцент делается на скороспелые отрасли, на производство птичьего мяса и свинины. Прекрасно зарекомендовали себя ОАО «Саянский бройлер», птицефабрики «Ангарская», «Братская», которые вносят существенный вклад в обеспечение нас диетическими продуктами. Масштабный и оптимальный уровень производства выдерживает свинокомплекс «Усольский». Именно за счёт этих предприятий, где на промышленной основе организовано производство мяса, область и выходит со значительным плюсом по выполнению плана по мясу всех видов. По крайней мере за 9 месяцев текущего года его произведено на 6,4% больше уровня того же периода прошлого года.

Если говорить о вкладе всех категорий хозяйств в мясной «котёл», то изменения здесь скромнее. Есть тут причины внешние и внутренние. При некотором увеличении производства мяса в фермерских хозяйствах произошло значительное  сокращение в личном подсобном. Одна из главных причин нежелания заниматься «мясным делом» – очень низкие цены реализации. Государство делает вид, что к этой проблеме не имеет отношения, и заниматься её решением пока не стремится. Получается, что проще из-за границы завезти говяжьи и свиные туши.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры