издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Угольный край

Головинское месторождение теперь входит в Черемховский разрез

С включением Головинского месторождения в состав Черемховского разреза последний получил новые возможности для развития. Несмотря на то что транспортное «плечо» для доставки полезных ископаемых с Головинки на 30 км больше, чем если везти их с двух других участков разреза, уголь там более качественный. Технологии и техника для добычи угля, опробованные на месторождении, будут применяться на двух других участках разреза. Именно с Головинским участком во многом связано будущее всего Аларского района: сейчас разрабатывается проект увеличения добычи на Головинке с 900 тыс. до 1,5 млн. тонн. В том, насколько это возможно, разбиралась ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

Взяли подряд

В 2009 году к двум участкам Черемховского – Северному-1 и Северному-5 – присоединился Головинский. Его освоение в 2006 году начала компания «Иркутскэнерго», а держателем лицензии является ООО «Ольхон». С приобретением энергетиками компании «Востсибуголь» оборудование с Головинки было передано в аренду Черемховскому разрезу, который продолжил там добычу угля с привлечением собственных кадров.

«Головинский участок расположен в 30 км от двух основных участков нашего разреза. Транспортное «плечо» накладывает свой отпечаток на стоимость: она выше, чем на остальных месторождениях, – рассказал главный инженер филиала «Разрез Черемховский» ООО КВСУ Александр Оленев. – Но характеристики угля там очень высоки: ширина пласта 4–4,5 метра, он более чистый, а угольная «пачка» более мощная, хотя на остальных двух участках пласты маломощные и более «распачкованы».

Работа по специальности тут одна

От здания администрации Черемховского разреза до Головинского участка примерно час езды на машине. Процесс добычи угля здесь точно такой же, как на остальных участках. Сначала снимается  растительный слой, потом верхние породы бурят и взрывают. После этого  экскаваторы вскрывают пласт, а их место занимают добычные машины. «БелАЗами» уголь доставляется на четыре склада, откуда он загружается в железнодорожные вагоны и затем направляется потребителям.

[/dme:i]

«В Черемхове всё завязано на угле: разрез, фабрика, где работает большая часть населения», – рассказал инженер по горным работам Евгений Габаюнов. На Головинский разрез он пришёл в 2007 году, начинал мастером, был заместителем начальника участка, работал технологом, главным инженером. «Куда в Черемхове можно ещё трудоустроиться? Механический завод из-за кризиса два дня в неделю стоит, остаётся только торговля и частные предприятия».

Машинист буровой установки 27-летний Алексей Емельянов вернулся в родное Черемхово после пяти лет, проведённых в Иркутске, где учился в ИрГТУ по специальности «горный инженер». «По профессии работа у нас в Черемхове одна, поэтому здесь и тружусь», – рассказал он. Его смена 12 часов – с восьми утра до восьми вечера. Дома его ждут супруга, она тоже из Черемхова, и трёхмесячный ребёнок.

«Работы ведутся круглосуточно, – рассказал заместитель начальника участка горных работ № 3 Юрий Степнянский. – Поэтому смена основного состав, занятого на вскрышных и добычных работах, составляет 12 часов, вспомогательного персонала – 8 часов. Предусмотрено время на личные нужды и обеденный перерыв. Человек ведь не может работать как машина. В ночную смену выходят по двое». Необходимость круглосуточной работы оправдана большим фронтом работ, его протяжённость составляет 2,9 км, и значительными объёмами добычи. План на 2009 и 2010 годы примерно одинаков – 900 тыс. тонн. На 2010-й запланированные объёмы добычи на Черемховском разрезе – 4,127 млн. тонн.

Вскрышное поле Головинского месторождения сейчас поделено на два блока, мощность вскрыши на первом – 25–29 метров, на втором – 15–17 метров. Один блок от другого отделяет траншея. Зона работы вскрышных машин, или заезд, откуда вывозится порода, отмечена знаками «Опасность». «Здесь грунт выкладывается в отвалы, катятся камни, что создаёт потенциальную опасность для человека и автотранспорта», – пояснил Юрий Степнянский.

«Вот он, наш уголёк»

[/dme:i]

На Головинке работают гидравлические экскаваторы Hitachy – как на вскрыше, так и на добыче угля. От всех остальных они отличаются автономностью и мобильностью. «Отечественные экскаваторы не пользуются спросом, весь мир работает на гидравлических, – рассказал заместитель начальника участка горных работ. – Импортная техника требует бережного отношения: есть узлы и агрегаты, которые нуждаются в посменной смазке». В прошлом году для участка был приобретён комбайн Vintger, ведущий поствольную выемку, что позволяет получить более дорогой сорт угля – с малой зольностью.

«Вот он, наш уголёк», – произнёс Евгений Габаюнов, когда мы прибыли к месту добычи и погрузки угля. Вскрытая горная порода напоминает слоёный торт – с «коржами» коричневого, оранжевого, жёлтого и чёрного цвета. «Нижняя часть – чистый уголь», – пояснил наш собеседник. Экскаватор под управлением бригадира экипажа Владимира Краснова ковшом зачерпывает уголь и грузит его в кузова машин. В день сюда приезжает 18–20 автомобилей. Иногда машин так много, что бригадиру даже некогда пообедать.

По качеству уголь распределяется уже на складе. Есть предназначенный для обогащения, с зольностью до 40%, есть рядовой, с зольностью 29%, для потребителей. «На каждый уголь – свой покупатель, – рассказал Александр Оленев. – Для котельных требуется мелкий, который проходит дополнительное дробление на обогатительной фабрике; для печного отопления в домах жителей и учреждениях – более крупный». Помимо основных потребителей, самым крупным из которых является «Иркутскэнерго», топливо поставляется за границу и для нужд местного населения. «Учреждения соцкультбыта, больницы и даже дом престарелых Нукутского района вывозят его самостоятельно», – рассказал Юрий Степнянский.

Инвестиции в будущее

[/dme:i]

В 2009 году в разработку месторождения было инвестировано 48 млн. рублей, в целом в Черемховский разрез – 131 млн. рублей. «Мы получили фронтальный погрузчик, тяжёлый колёсный трактор, автобус, зубофрезерный станок для ремонтного завода, маркшейдерское оборудование на 3,5 млн. рублей, профинансировали строительство автомобильных весов на складе самовывоза, – рассказал Александр Оленев. – До конца 2009 года планируется получить автогрейдер, прицеп-тяжеловоз, оплатить часть стоимости новой буровой установки, которая стоит 44 млн. рублей. Мы получим её в 2010 году и сможем производить бурение на глубину 52 метра, сейчас можем бурить только до 30 метров. В течение пяти лет разрез получит ещё две такие установки».

До конца года на Черемховский разрез поставят машину «Егерь», предназначенную для взятия проб угля ещё во время вскрышных работ. «Раньше пробы брались из врезки и мы могли только предполагать, какой уголь нас ждёт, – рассказал главный инженер филиала «Разрез Черемховский» ООО КВСУ. – Сейчас пробы будут передаваться в химическую лабораторию и мы сможет точно прогнозировать, какого качества полезные ископаемые сможем добыть на том или ином участке».

Чтобы вагоны были

«Главное, чтобы вагоны были, а грузить-то мы будем», – улыбается начальник погрузочной станции Черемховского разреза. Здесь он, по собственному выражению, работает «с первого колышка». Погрузка в вагоны идёт круглосуточно, её объёмы зависят от плана и наличия вагонов. Бывает, что в день загружается по 40–70 вагонов. В 2008 году было погружено 1124 тыс. тонн угля, который был отправлен основным потребителям: «Иркутскэнерго», «Углесбыту», Гусиноозёрской ТЭЦ и на экспорт.

Отличие погрузочной разреза в том, что здесь уголь грузят и одновременно дозируют его – контролируют, чтобы не было перегруза. За процессом наблюдает приёмосдатчик Елена Михайлова. «Вот идёт загрузка вагона. Он недогружен, – Елена показывает на массу вагона, которая фиксируется специальной программой. – Кто у нас сегодня работает? Андрей, добавь шесть ковшей! Сейчас он будет добавлять, я его остановлю, когда будет достаточно». Елене нравится её специальность: «Я ведь раньше продавцом работала. Тут всё примерно то же самое, только граммов нет».

Не исключено, что в ближайшее время рабочие нагрузки у Елены Михайловой увеличатся или в погрузочной появится ещё одна ставка приёмосдатчицы. Рассматривается возможность увеличения производственной мощности Головинского участка до 1,5 млн. тонн в год, сейчас его проектная мощность составляет 900 тыс. тонн. «Общие запасы Головинского месторождения оцениваются в 160 млн. тонн, значит, даже при такой интенсивной добыче угля там хватит на 106 лет», – пояснил Александр Оленев. «Когда истощатся все запасы Черемховского района?» – интересуюсь я. «В Северном-1 и Северном-5 осталось по 23,5 млн. тонн, этого хватит более чем на 10 лет. Но есть ещё Вознесенское месторождение на 70 млн. тонн. А между реками Малая и Большая Белая вообще 1 млрд. тонн угля лежит», – отметил он.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры