издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Изнанка жилищного кризиса

На строительном рынке региона сложилась непростая ситуация

За 11 месяцев в Приангарье введено в эксплуатацию 390 тыс. кв. м жилья, или на 25% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Да, это существенный шаг вперёд. Но радоваться преждевременно: объёмы ввода сохранены благодаря заделам 2006–2008 годов. Что касается нынешнего, 2009-го, то количество начатых объектов сократилось более чем на 70%, объёмы выпуска стройматериалов упали до 60%. «Значит, уже можно прогнозировать существенное снижение ввода на последующие 2010–2012 годы», – заметил в своём выступлении на декабрьском совещании «Сотрудничество бизнеса и власти: условия и возможности» вице-президент Союза строителей Иркутской области, генеральный директор ЗАО «Ангарское управление строительства» Виктор Серёдкин.

Почему стоят строительные краны, не разрабатываются котлованы под новые дома? Что, в регионе решены проблемы с жильём, социальными и коммунальными объектами? Куда там. Даже по прошлому, казалось бы, хорошему по показателям году на жителя области построено по 0,25 кв. м жилья, тогда как у наших соседей – красноярских и новосибирских строителей – возведено вдвое больше.

На рынке сложилась непростая для участников инвестиционно-строительного процесса ситуация. Это и снижение спроса населения  на строительную продукцию, и низкие объёмы заказов по бюджетам разных уровней. Если социальные объекты хоть и недостаточно, но финансируются государством и местными органами власти, то в жилищном строительстве ничего этого нет, на 80–85% объекты возводятся за счёт частного заказчика. А он у нас сегодня весьма малочисленный – от 10 до 15%  работающего населения области. Бюджетники всех уровней г. Иркутска (а это без малого 50% трудоспособного населения) «выдавлены» из потребительского сегмента неподъёмными процентами банковского кредита.

Причины, сдерживающие рост объёмов жилищного строительства, можно разделить на две части: административные и технологические, то есть выделение земельных участков и обеспечение их инженерной инфраструктурой. Это должно решаться масштабно в рамках инвестиционных проектов, разрабатываемых на уровне субъектов и Федерации в целом с помощью средств федерального бюджета. Земля в руках муниципалитетов – почему она стоит бешеных денег? Почему не подготовить площадки на условиях бюджетов всех уровней: сделать снос, проложить транспортные, энергетические, инженерные сети? Это же 15–20% от стоимости объекта. Застройщик не платит за подключение энергетикам, тепловикам, водоканалу и строит для бюджетников более дешёвые дома. Всё это предусмотрено законом, значит, и финансирование должно осуществляться из федерального, регионального и муниципальных бюджетов.

Массовое строительство не может не быть индустриальным, унифицированным, но это ни в коем разе не исключает малоэтажного, индивидуального жилья, отвечающего высоким требованиям в части технического оснащения и комфорта. Хотелось бы, чтобы возведение малоэтажного жилья велось комплексно, микрорайонами, чтобы, кроме самого жилья на 20–50 тысяч человек, в нём были объекты социального назначения, чтобы жилой район стал самостоятельным, автономным поселением. Отсюда вытекает основной вопрос, препятствующий масштабному прорыву  в области малоэтажного строительства, – отсутствие свободных подготовленных площадок с транспортными, энергетическими, тепловыми сетями, имеющими генплан застройки.

Отсутствие системы территориального планирования, схем и генпланов застройки приводит, как мы в этом не раз убеждались, к многочисленным нарушениям, жалобам и скандалам. Строим, где кому вздумается и как вздумается, зачастую без разрешительной документации. К примеру, внутри двора красивейшего, недавно отреставрированного здания на углу ул. К. Маркса и Чехова (бывший штаб  пятой Воздушной армии) возвышается никак не гармонирующий с окружающей средой  металлический каркас. Что там будет – склад, магазин, а может, ещё один торгово-развлекательный центр?.. В прежние времена приятно выделялся застройкой микрорайон Солнечный. Чудесное место гробим постройками во дворах жилых домов, изуродована набережная. То же творится в Университетском, Первомайском, на Синюшиной горе… Сегодня в «тесной» Европе строят просторнее, нежели в Иркутске.  

Национальный проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» остаётся, по заявлению президента Дмитрия Медведева, приоритетным. А поскольку уровень ввода жилья в Приангарье ниже среднероссийского примерно в два раза, то и усилий нам предстоит приложить вдвое больше. Чтобы наверстать упущенное, необходимы кадры и материалы. В этом плане  нам кое-что удалось сделать. Нынче запущен  комбинат по выпуску клеёного бруса мощностью 200 тыс. кв. м в Хомутово.  На следующий год ожидается запуск  предприятия по производству гипсокартонных листов «Кнауф-гипс Байкал» в Новонукутске мощностью 60 тыс. кв. м в год. Ангарское управление строительства готовит к вводу в эксплуатацию кирпичный завод мощностью 30 млн. штук кирпича в год в Новомальтинске. Первоначально пуск его намечался на первую половину 2009-го, помешало отсутствие средств.

– На всех уровнях слышим о том, что предприятия, которые в условиях кризиса занимаются развитием, инновационной политикой, внедрением энергосберегающих технологией, будут поддержаны государством в части выделения кредитов под приемлемые проценты, но мы на свою стройку до сих пор такой гарантии от области не получили, – заметил генеральный директор ОАО «Ангарское управление строительства» Виктор Серёдкин. – Отсюда и перенос сроков ввода.

С оживлением экономики возникнет потребность в строителях, реализаторах инвестиционных проектов, а значит, и в материалах, прежде всего в стеновых конструкциях. Запуск Новомальтинского предприятия даст более сотни новых рабочих мест, солидную налоговую прибавку в бюджеты всех уровней. И, может, самое главное – перестанем возить кирпич из Красноярска, западных и восточных регионов страны.

На стадии завершения строительство Ангарского завода по производству изделий из автоклавного ячеистого бетона производительностью 200 тыс. куб. м в год. Из этого материала делают и стены, и перекрытия, и даже кровельные элементы. При этом толщина стены в 400 мм обладает такими же теплоизоляционными свойствами, как кирпичная кладка толщиной

950 мм. Изделия из автоклавного бетона весьма выгодны при малоэтажной застройке. Сегодня мы их закупаем в Новосибирске.

Есть у нас и другие интересные и нужные программы по возрождению базы стройиндустрии, подготовке кадров, внедрению новых технологий. К сожалению, из-за частой смены руководства стройкомплекса реализовать эти наработки в жизнь не получалось. Необходимо систематизировать взаимодействие областного правительства и Законодательного Собрания со строительным комплексом, возобновить работу градостроительного совета при губернаторе для рассмотрения важных оперативных вопросов, коих не счесть. В тяжёлые кризисные годы необходима региональная протекционистская политика на задействование местных проектных и строительных организаций по возведению крупных ведомственных проектов, как это делается в соседних регионах. Опираясь на рекомендации Некоммерческого партнёрства строителей Байкальского региона, необходимо также изменить систему конкурсов, ставя на первое место квалификацию кадров подрядчика, качество проектов, гарантии качества строящихся объектов. А ещё разработать программу, обеспечивающую к 2020 году ввод 1 кв. м на каждого жителя области.   

Строительная отрасль является одним из самых надёжных и стабильных налогоплательщиков и единственной отраслью, которая работает в каждом городе, практически в каждом населённом пункте. Обладая огромным потенциалом, строители Иркутской области прошли испытание кризисом и способны решать важнейшие социальные и экономические проблемы региона.  Либо мы выйдем на массовое строительство и создадим достойные условия для жизни наших земляков, либо окончательно загубим стройкомплекс.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры