издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трубач выдувает медь

  • Автор: Ирина АЛЕКСЕЕВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Десять лет исполняется в 2010 году детскому духовому оркестру посёлка Тайтурка Усольского района. Все эти годы им руководит дирижёр и педагог Алексей Малышев. В старинном сибирском селе не менее старые исполнительские традиции. Здесь бережно хранят воспоминания о ссыльных поляках, которые ещё – страшно представить! – в начале 18 века организовали небольшой струнный оркестр: скрипки, виолончели, контрабас, даже фортепиано. Музыка Гайдна, Моцарта, Генделя и Глюка, звучавшая в Тайтурке в пушкинские времена, и стала тем прочным фундаментом, на котором формировали свои музыкальные приоритеты следующие поколения. Известно также, что после войны, в начале 50-х годов минувшего века, в Тайтурке было два духовых оркестра – в здешнем ДК и на лесодеревообрабатывающем комбинате «Бельсклес». На праздники в Тайтурку съезжалась молодёжь со всех окрестных деревень, танцы здесь были не под гармошку, а богатые, с настоящим духовым оркестром.

Нынешний дирижёр тайтурского духового Алексей Малышев собирает фотографии музыкантов послевоенной поры. С пожелтевших снимков серьёзно смотрят молодые, одетые по моде тех лет ребята с трубами, валторнами, геликонами и тубами. «Многих уже нет в живых, – говорит Алексей Юрьевич. – Теперь это наша память, наша история». Фотографии Малышеву несут родные музыкантов. Сегодня этих уникальных снимков набралось на небольшую экспозицию, да только дирижёру пока некогда заниматься историей, с утра до вечера ученики, репетиции, концерты и снова ученики, которых у Алексея Юрьевича сегодня восемнадцать. «Больше не беру – нет инструментов, – говорит дирижёр. – Да и те, что есть, иначе как древними не назовёшь».

С этими инструментами у Малышева связана любопытная история. Тринадцать лет он отработал дирижёром духового оркестра в Среднем, демобилизовался в 2000 году. Тут бывшая завотделом культуры района

В. Крыжникова и подбросила хорошую идею: в Раздолье есть комплект духовых инструментов, а музыкантов там нет – забирай. Малышев поехал к директору ДК в Раздолье, та показала инструменты, которые висели у неё в кладовой аж с 1973 года, на них никто никогда не играл, словно все 27 лет дожидались тайтурского дирижёра. Хозяйственная раздольская директорша сохранила всё как положено – в чехлах, футлярах. Только от старости зелёный налёт на духовых появился, там сплав меди с латунью, неудивительно. Словом, счастливые обладатели комплекта медных духовых ещё два месяца чистили свои сокровища, на которых они играют и сегодня. Справедливости ради отмечу: не все инструменты у Малышева такие древние. Года четыре назад приезжала в тайтурский ДК руководитель департамента культуры области Вера Кутищева. Посмотрела, на чём играют здесь дети, и выделила юным музыкантам сто тысяч рублей. Денег хватило как раз на три фабричные китайские трубы, неплохую ударную установку и хороший японский тромбон «Ямаха». Все остальные инструменты у Малышева по-прежнему со времён царя Гороха.

Нынешний детский духовой оркестр в Тайтурке – уже второй малышевский коллектив. После окончания училища искусств в Иркутске и армейской службы в образцово-показательном оркестре Читинского гарнизона он вернулся в родное село, стал работать в музыкальной школе, обучал местных мальчишек азам духового исполнительства. Тогда и появился здесь детский духовой оркестр. К молодому дирижёру потянулись старые музыканты, игравшие ещё в тех послевоенных оркестрах. Серьёзный подход к обучению дал первые результаты: два ученика Малышева связали свою судьбу с музыкой. Игорь Случаев после Иркутского училища искусств окончил Ленинградский институт культуры и играет сейчас в симфоническом оркестре города Великие Луки. А трубач Евгений Мамедов, тоже окончивший училище в Иркутске, работает в ДШИ Байкальска, воспитывает своих учеников.

В конце 80-х дирижёрская судьба привела Малышева в военный оркестр гарнизона дальней авиации в Среднем. Здесь Малышев прослужил тринадцать лет. Менялись начальники гарнизона, менялось и отношение к оркестру, к музыкантам. В 2000-м Малышев демобилизовался и уехал в Тайтурку. Вскоре там уже был детский духовой оркестр с богатым репертуаром: песни и марши советских лет, старинные русские романсы и вальсы, танго и фокстроты, произведения Тухманова, Бабаджаняна и Паулса – с таким репертуаром не только любой концерт отыграть, на конкурс поехать не стыдно.

Четвёртый год подряд оркестр под управлением Алексея Малышева выступает в Братске на областном фестивале духовых коллективов, который по традиции проходит в марте каждого года. Характерно, что Братский фестиваль духовиков год от года расширяет областные рамки, постепенно приобретая всероссийский масштаб. Так сложилось, что тон на этом представительном смотре юных музыкантов задают ученики Высшей школы музыки Якутии и сами братчане, в большинстве своём ученики замечательного педагога Олега Матаева.

 – Победить нашему коллективу на таком представительном соревновании невозможно, – считает Малышев.  – Кроме крепкого мастерства, у обоих лидеров отличная материальная база. Чего только стоят французские и американские духовые инструменты последних моделей, на которых играют якутские музыканты!

Тем не менее на одном из недавних фестивалей тайтурский оркестр в нелёгкой борьбе завоевал почётное третье место, вошёл в тройку лидеров наравне с якутами и братчанами. «В Тайтурке на самоварах играют, зато как играют!» – эта остроумная, с оттенком горечи шутка долго ходила в фестивальных кулуарах. Действительно, за минусом хорошего японского тромбона и трёх китайских труб, остальная оркестровая медь у Малышева больше походит на самовары, непонятно каким чудом звучащие у его учеников, среди которых немало талантливых ребят. Трубач Николай Попов служит сегодня в одном из военных оркестров области. «За год он сильно продвинется, там с утра до ночи непрерывные репетиции», – говорит Алексей Юрьевич, сам отслуживший два года в образцово-показательном оркестре Читинского гарнизона. Два года – три училища, так говорили раньше в армии. В том смысле, что в профессиональной музыкальной среде и с хорошим дирижёром молодые музыканты быстро вырастали практически до консерваторского уровня.

Среди своей нынешней «команды» Малышев отмечает неплохой исполнительский уровень тромбониста Романа Кутузова, баритониста Ивана Чувардина и трубача Ивана Серебренникова. У них, по мнению педагога, хорошее музыкально-исполнительское будущее. Оба Ивана, например, свободно читают с листа, в этом недавно убедился тот же Олег Матаев. На фестивале в 2008 году мальчишки играли в оркестре братчан абсолютно без репетиций, впервые увидев сложный нотный текст учеников Матаева. И удостоились его похвалы.

Для нынешнего поколения юных тайтурских музыкантов духовой оркестр и его бессменный руководитель Алексей Малышев – главные жизненные приоритеты. Надо видеть, как беспрекословно слушаются озорные шустрые мальчишки своего наставника, ежедневно бегают на репетиции, старательно овладевают исполнительскими премудростями. Новое поколение тайтурских духовиков растёт на хорошей, богатой музыкальными традициями почве.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры