издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Почему дешевеет нефть

  • Автор: Павел ФАДЕЕВ, для «Восточно-Сибирской правды»

С запуском первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» появился и новый сорт нефти – «ВСТО» (ESPO). Исходя из его качественных характеристик, ему прочили ценовую дельту: примерно на 2 доллара выше сорта Urals и примерно на 0,5 доллара ниже Siberian Light. Эти прогнозы сразу же подтвердились, и «ВСТО» вышел в свет. Однако спустя месяц цена на сорт «ВСТО» практически сравнялась с Urals, несмотря на значительную разницу по качественным характеристикам в пользу «ВСТО». Почему так произошло?

Первая партия восточносибирской нефти сорта «ВСТО» была продана с премией 0,5 доллара за баррель к цене на нефть сорта Dubai за месяц от-грузки. По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Александра Ерёмина, стоимость барреля марки «ВСТО» должна «ориентировочно превышать цену сорта Urals за аналогичный объём примерно на 2 доллара. При этом марка нефти «ВСТО», вероятнее всего, будет торговаться с дисконтом около 0,5 доллара к Siberian Light». Слова Ерёмина подтвердились уже 16 декабря 2009 года, когда сорт «ВСТО»  был включён в котировальные листы агентства Platts. На закрытии торгов в тот день нефть тогда ещё неизвестного сорта «ВСТО», по оценкам Platts, стоила 74,01 доллара за баррель, тогда как цена Urals составляла 72,93 доллара. Начались торги фьючерсами на нефть «ВСТО» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) проявлял огромный интерес к поставкам нового сорта нефти.

18 января произошёл разлив нефти на технологическом трубопроводе недалеко от города Ленска. По результатам всевозможных проверок различных министерств ему был присвоен статус «инцидент». Не «авария». Организацией «Востокнефтепровод», эксплуатирующей ВСТО-1, были оперативно предприняты все необходимые меры по устранению последствий разлива на технологическом трубопроводе.

Однако местными ведомствами и общественностью этот инцидент был раздут до невероятных размеров. В масштабной кампании по превращению «инцидента» в «аварию» и даже «катастрофу» принимали участие не только экологические организации, но также чиновники и сотрудники правоохранительных органов. С какой целью? Долго разбираться не придётся. Но одно несомненно: после шумных акций смесь «ВСТО» резко упала в цене до уровня более тяжёлой сернистой смеси Urals.

Кто является главной заинтересованной стороной снижения цен на нефть «ВСТО», выгодоприобретателем? Ответ очевиден – Китай. Определи, кому выгодно, и многое становится на свои места: для чего в СМИ сообщались неверные данные об объёмах разлива (в большую сторону, конечно), для чего вбрасывались ложные сведения о новых несуществующих авариях на нефтепроводе и многое другое. Кстати, ложные сведения о разливе нефти, по некоторым данным, поступили от якутских силовых структур. Тогда на ВСТО даже была приостановлена транспортировка и компании понесли финансовые потери. Заметим, что «рука Поднебесной» – не вымысел. В СМИ неоднократно писалось, что эта страна уже не первый год подряд занимает лидирующие места по подкупу иностранных чиновников.

Действия китайской компании CNPC, в середине февраля вмешавшейся в спор о сохранении нулевых экспортных пошлин на восточносибир-скую нефть, не замедлили последовать. Тогда же CNPC начала настаивать на необходимости увеличения поставок нефти по ответвлению на Китай в два раза. При таком раскладе, по мнению Михаила Крутихина из RusEnergy, «не имеет никакого смысла строить ВСТО-2 до «Козьмино». Примечательно, что депутат Заксобрания Амурской области от КПРФ Анатолий Белоногов довольно открыто отстаивает эту позицию. КПРФ даже планирует провести депутатские слушания по вопросу выделения земель в Амурской области для строительства ВСТО-2. Чьи же интересы отстаивает партия?

Китай – один из главных партнёров России, в том числе в области ТЭК. Российское правительство рассчитывает на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с КНР, а не на статус «сырьевого придатка». Напомним, что нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» призван диверсифицировать поставки российской нефти, в то время как  «чиновники с интересами» способствуют прямой и безальтернативной переориентации поставок на Китай. Другая задача ВСТО – развитие нефтеперерабатывающей промышленности на Дальнем Востоке и инфраструктуры региона, а чиновники, мотивированные Китаем, пытаются ограничить Россию лишь прямым вывозом сырья, причём по бросовым ценам. В Китае с такого рода нарушениями борются очень просто и эффективно: смертная казнь. Мы, конечно, не в Китае. Однако представляется, что более жёсткие методы, позволяющие отвести «руку Поднебесной» от российских сырьевых интересов, просто необходимы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры